г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Мир детских фантазий

Мир детских фантазий 2012-06-26 09:51:35

Взрослые к детским фантазиям обычно относятся очень скептически, с насмешкой или как к способу ребенка увильнуть от восприятия, выполнения чего-то реального. Интуитивно понять детей в их фантазиях могут только творческие люди, но разобраться в сути этого явления под силу каждому.


Только одна фантазия может дать человеческому уму
тот первый необходимый толчок, без которого
летаргический сон человеческой мысли навсегда
остался бы ненарушенным.
Д.И. Писарев

Самое активное природное развитие фантазии приходится именно на детский сензитивный возраст от пяти до двенадцати лет, это период особой чувствительности ребенка к определенным влияниям окружающей действительности. Именно это время особо важно для стимуляции фантазийных способностей, иначе есть риск получить их снижение по окончанию этого временного отрезка.

Зачем нужна фантазия?

«Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно», - так ответил на этот вопрос вчерашний дошкольник. Если вы хотите, чтобы ребенок стремился к новизне, тянулся к науке, а тем более смог создавать что-то новое, ранее никому не известное – фантазия будет главным стимулом и средством.

То, что мы называем фантазией, специалисты определяют более простым для понимания тезисом - воображение. Воображение – великая сила, с его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру или заглянуть в будущее. Если сильно вообразить какой-то объект, то можно даже почувствовать его вкус, запах, услышать звук. Это свойство вполне знакомо тем взрослым, которые находят у себя проявления ряда симптомов, прочтя медицинский справочник, либо услышав неосторожное слово врача. Что же говорить о наших маленьких фантазерах, которые очень легко способны зайти с помощью воображения за пределы восприятия реальности.

Воображение дает возможность представить результат до его осуществления в действительности. Оно позволяет сформировать образ того, чего никогда не существовало и не существует в данный момент при этих условиях, ситуациях, свойствах объекта. Это более понятно при решении задачи из любой сферы, ответ на которую невозможно найти, используя только заданные условия, обстоятельства, когда процесс мышления обращается к воображению и уже с его помощью осуществляет процесс познания, а иногда и находит выраженное конкретно знание. Перед детьми же подобных задач ставится огромное количество, поэтому использование воображения у них очень активизировано. Ситуация воображения необходима каждому ребенку в раннем возрасте и как элемент игры, и как способ общения и познания взрослого мира.

В начале развития воображения дети проходят пассивную стадию, воображая лишь образы по предлагаемым полным материалам (сказкам, нереальным рассказам друга), но подрастая дети подключаются с большей активностью к фантазии и придают ей творческий элемент формирования этого образа при недостаточных условиях. Уже будучи подростками с более богатым опытом и критической оценкой жизненных событий, дети переназначают фантазии другую функцию – функцию создания мечты, с положительным для них развитием событий.

В процессе обучения воображение немаловажно для всех детей сензитивного возраста в ракурсе развития речевой деятельности, абстрактного и теоретического мышления. Фантазия постепенно начинает выполнять и творческие задачи, позволяя создавать что-то своё. На протяжении всего сензитивного периода необходимо подкреплять фантазию ребенка: разными жанрами книг, музыкой различных направлений, экспонатами живописи, а также его собственным участием в кружках, конкурсах или в создании чего-то (не только предметов, но даже собственных рассказов и сказок).

Серьезным подспорьем развитию детской способности фантазировать станет ваш интерес к объектам воображения: уточнение идеи, ведение активного диалога по воображаемому предмету или его реальному продукту, предложение еще что-то добавить к нему (например, нового героя или дополнительное свойство). Творческие игры-фантазии, развивая ребёнка, помогут измениться и взрослым. Только личностно растущий взрослый способен поддержать рассказ малыша о каком-нибудь событии или игрушке, перевоплотиться в любого персонажа, героя, животного, то есть встать на один уровень с ребенком. Совместное сочинение игр, сказок - всё это фундамент творческой развитой личности в будущем.

Ввести детей в мир творчества и дать стимул их воображению можно путем решения простых, но важных задач:

• знакомство детей с лучшими произведениями детской литературы;
• расширение кругозора детей через беседы и чтение;
• развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

Для психического здоровья очень значим позитивный оттенок фантазий, а также её прогрессивное развитие. То есть, используя воображение, ребенок должен идти к самораскрытию, к собственному личностному росту и к раскрытию для себя окружающего мира.
Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей, и педагогов.

 


Автор: Наталья Денисенко 

Источник: www.belmama.ru