г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Освоение пространства

Освоение пространства 2012-09-27 16:24:39

Произошло радостное  -  из однокомнатной квартиры мы переехали в трёхкомнатную. И самое важное для меня было в том, что у каждого будет своё жизненное пространство – у меня, у мужа  и наших детей.

 

И вот семилетнего сынишку перед первым сентябрём мы привозим в отремонтированную новую квартиру с новой мебелью, водим его по комнатам и показываем: «Вот, Гриша, твой новый дом, твоя новая квартира, твоя комната с сестрёнкой, твоя кровать, письменный стол. Малыш вертит игрушку в руках, по сторонам не смотрит и что-то бурчит себе под нос.

Мы с папой продолжаем: «Вот твои игрушки».

-А у человечка голова крутится.

-Вот твоя полочка с вещами.

-У него и руки за спину поворачиваются.

-Посмотри, какие красивые обои, какая люстра, а занавески со смешными зверюшками тебе нравятся?

-Мне Денис дал поиграть в его игрушку, не слышит нас сын.

Мы с папой медленно входим в ступор и присаживаемся на край дивана. Столько сил и энергии было положено, чтобы успеть закончить ремонт к приезду ребёнка! Сколько километров было мной объезжено, обегано в поисках нужной шпаклёвки, грунтовки и краски! Я не ждала выходных, когда муж освободиться и поможет. Я перетаскала на себе килограммы гвоздей, десятки рулонов обоев, километры проводов и всей той строительной ерунды, без которой ремонт невозможен. А покупка мебели – это отдельная песня!.. За месяц я сбросила четыре килограмма. Я прогнала прораба, мастера ночью клеили обои, сама я скребла и чистила стены и пол, лишь, чтобы порадовать детей красивой новой квартирой. А в ответ лишь услышала: «И ножки у него на шарнирах…»

Мы с папой поплелись разгружать сумки с дачи, а сына оставили одного. Спустя несколько минут, он начал обследовать новое для него пространство. Очень медленно он передвигался по периметру комнаты, ощупывая, заглядывая, открывая и закрывая дверцы шкафов, присаживаясь и вставая на стул, он заглядывал во все укромные уголки.

-А это моя полочка? Я могу на неё положить своего человечка?

Малыш, наконец, расстался со своей игрушкой.

На несколько дней, из крикуна - бегуна наш сын превратился в пай - мальчика, который беспрекословно выполнял любую просьбу, а весь день был занят тем, что перемещался из комнаты в комнату, обследуя незнакомый для него мир. Он бесконечное число раз расставлял и переставлял свои игрушки, книжки и поделки, то на полочку, то в ящик, то со всем арсеналом своих вещей залезал под стол, копошился там, укладывал и снова залезал куда – то наверх и размещал уже там своих любимцев. То строил баррикады из подушек, отгораживаясь и от нас и от всего нового, что его окружало.

Наверное, месяца два прошло, пока сын осознал, что теперь это его родной дом, он свыкся с ним и повеселел.

У дочурки, которой едва исполнялось два годика, освоение в новом доме прошло иначе. Для неё важнее было, что папа с мамой - рядом, но тоже достаточно продолжительное время она была притихшей и чересчур послушной.

Сыну, для особо ценных ему вещей, я выделила две большие полки. Важно было, чтобы младшая сестрёнка до них не могла добраться, а себе же я запретила наводить там порядок. А как хотелось всё уложить так, чтобы при открывании дверцы ничто не падало на голову!

На мой взгляд, у каждого должен быть свой уголок, где он чувствует себя в безопасности и осознаёт себя полновластным хозяином.

У дочки же есть сокровенный кошелёчек, в который она складывает самые любимые игрушки. В основном там хранится всё то, что она находит в квартире: фантики, монетки, пуговицы, наклейки.

Так наши дети познают новое для себя пространство, осознают себя в нём, они бесконечно манипулируют вещами, которые их окружают, постоянно передвигаются, словно пытаются своим телом измерить, прочувствовать окружающий мир.

Почувствовав себя комфортно, они начинают утверждать своё существование в пространстве, словно метят территорию, заявляя: «Я здесь, это моё». Они наклеивают на мебель переводные картинки, развешивают свои рисунки, раскладывают игрушки и поделки по полочкам в комнате родителей и на кухне, пытаются рисовать на стенах, отдирают обои. Фантазия детей неистощима... Мой сын обожает подвешивать свои игрушки к ручкам дверей и шкафов, а дочка старается на любую поверхность что – ни будь пролить и размазать.

И если об этом помнить, то многое в поведении детей будет понятным, и не будет вызывать раздражения. Дети ведут себя точно так же, как и мы, взрослые. Мы так же стремимся выделить свою квартиру, машину, письменный стол на работе, как и наши дети заявляем: « Это моё», «Это территория уже занята» или «Смотрите – у меня всё в порядке». Только делаем это по – взрослому, более эстетично: развешиваем картины, расставляем фотографии, вазочки и статуэтки.

У детей есть своя особенность, которая часто нам непонятна. Они свои вещи считают частью себя, словно олицетворяют себя с любимой игрушкой или книжкой. Если любимая вещь теряется, они чувствуют себя потерянными. Это не игрушка потерялась, а они сами потерялись. И теперь становится понятным откуда этот детский надрывный плач: «А где мой любимый фантик?! А – а…»

Вот несколько случаев, которые показывают, как маленькие дети соотносят себя со своими вещами и советы, которые помогут разрешить конфликтные ситуации.

1. В песочнице малыш не хочет делиться своими игрушками с другими детьми. Предложите обмен: ты даёшь на время свою игрушку, а другой малыш тебе отдаёт свою. Или предложите детям игру, которая требует активного вовлечения, чтобы дети на время позабыли о своих игрушках или с игрушками стало бы неудобно играть в новую игру. Тогда ребёнок может сам предложить другому ребёнку свою игрушку или передаст её маме на сохранение. И ни в коем случае не называйте ребёнка «жадиной».

2. В поликлинике не отдаёт гардеробщице свою курточку. Я думаю, что ничего страшного не случится, если вы поносите курточку малыша в руках.

3. Повсюду таскает свою любимую игрушку и начинает нервничать, если вдруг не видит её рядом с собой. Примите это, как данное. Это обязательно пройдёт. Например, мой семилетний сын в любую поездку берёт с собой сумочку с ценными на этот день для него вещами. Возможно, он ни разу в неё не заглянет, но обязательно будет отслеживать её наличие рядом с собой. Пусть таскает повсюду свою любимую игрушку, и не смейтесь над этим, а помогите, если вдруг что – то произошло с игрушкой. Мы же женщины носим с собою косметичку и точно так же испытываем дискомфорт, если рядом нет любимой помады.

4. Не может расстаться с вещами, из которых давно вырос. Моим знакомым для второй дочки пришлось покупать полный комплект детских вещей: кроватку, стульчик, одежду, соски и погремушки. Старшая дочь не могла позволить, чтобы её вещами кто – то пользовался, пусть даже родная младшая сестрёнка. В этой ситуации можно попробовать снова предложить обмен: попробовать поменять кофточку, из которой ребёнок давно вырос, на новую кофточку. И конечно, стараться изменить позицию ребёнка, объяснить, что младшая сестрёнка или братик это вовсе не соперник, а то маленькое беспомощное чудо, о котором так

приятно заботиться и скоро можно будет уже с ним играть, а игры вместе куда интереснее.

Важно помнить, что у детей своя логика и свои ценности. Это надо уважать.


Автор: Саватеева Марина