г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Методика Монтессори: система обучения детей

Методика Монтессори: система обучения детей 2012-11-18 19:02:15

Методика МонтессориМетодика Монтессори - это разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Методика педагогики Монтессори основывается на открытом преподавании.

Методика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала особую развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка, что и положила в основу своей методики.

В методике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Методика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Цель методики Монтессори — не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно), можете смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.

Практически, основная «фишка» методики Монтессори — в отсутствии программы, как таковой. Настоящий монтессори-педагог почти не участвует в воспитании ребенка. Его главная задача — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться.

По методике Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

  • Первая стадия детства (0 – 6 лет);
  • Вторая стадия детства (6 – 12 лет);
  • Юность (12 – 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития. Так, с рождения ребенка до шести лет у него наиболее активно развивается речь — он учится говорить. Почти параллельно с этим процессом происходит период чувственного развития. Где-то с годовалого возраста ребенок осваивает движения и действия, а с полутора лет — учится воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые "чувствительные" или "сенситивные" периоды. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно методике Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие.

Решающим для развития методкики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза "усовершенствование чувств". Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. Так, если малыш интересуется собственными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к разным шершавым штукам-дрюкам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени нужно уделить (для наилучшего результата) исследованиям шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу.

Занятия по методике МонтессориПодготовленная среда – важнейший элемент методики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по методике Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий.

Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе методки Монтессори, которое она понимает как "помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Этим она формулирует свое четкое "нет" всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.

Кому-то может показаться, что у методики обучения Монтессори нет минусов. Это, разумеется, не так, и минусы, разумеется, есть и у этой методики. Во-первых, в монтессори-группах вовсе не уделяют внимания творческому началу, а концентрируются лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Если решили, что чадо должно стать народным артистом республики — программа Монтессори, увы, не для вас. Другой минус состоит в том, что после демократичного монтессори-садика ребенку бывает сложно в режимной школе. Чаду может оказаться непросто признать, что рисованием нужно теперь заниматься перед арифметикой, а не вместо нее. Третий минус состоит в том, что программой Монтессори не предусмотрено никаких ролевых игр. Важно не прощелкать тот момент, в который ребенок должен начать играть в кого-то, а не с чем-то.

Что можно посоветовать родителям? Все просто. Во-первых, ничего не бояться. Во-вторых, понимать, что нельзя ограничиваться тем, что дает садик. Все недостающее можно ведь дать ребенку и дома. Если в группе не наряжаются зайчиком и не пляшут под елочкой — можно устроить представление для бабушек. В-третьих, выбирая монтессори-садик, важно убедиться, что он настоящий — у педагогов есть подходящее образование, монтессори-материалы соответствуют международным требованиям методики, классы оборудованы должным образом. Увы, в России есть немалое количество мошенников, пытающихся выдать свои никудышные услуги за Монтессори-курсы для самых маленьких. Будьте внимательны и заботливы — тогда садик, работающий по методике Монтессори, станет отличным подспорьем в деле развития любимого чада.

Источник: posobie.info