г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Кто придумал детский сад?

Кто придумал детский сад? 2013-01-10 17:11:03

«Детский сад» - звучит ли это словосочетание знакомо для вас? А kindergarden? Конечно, эти слова известны нам с самого детства, для многих непонаслышке. Но мало кто помнит Фредерика Фребеля, создателя термина и идеологии детского сада – специального «цветника», где дети – «цветы» бы расцветали. Учитель в этом прекрасном месте выполнял бы роль садовника, заботливого и внимательного. По крайней мере, ТАК задумывал автор детсадовской идеи Фребель.

 

Детские сады

Фредерик Фребель родился в немецкой Тюрингии. Сирота с 10 лет, он рос в семье своего дяди-пастора. Закончил два университета и пробовал себя в разных профессиях. Встреча с Песталоцци изменила его жизнь, идеи просветителя вдохновили Фребеля и он решил посвятить себя детскому образованию.  В 1816 г. в Тюрингии в деревне Грисгейм Фредерик открыл “Универсальный германский воспитательный институт”, в котором занимался с детьми физическими упражнения, приучал к сельскохозяйственному труду. Спустя пятнадцать лет правительство Берна предложило педагогу стать руководителем приюта, некогда основанного Песталоцци. Во время работы со школьниками и дошкольниками, Фредерик Фребель сформулировал основные идеи своего подхода. В 1837 году он вернулся в Тюрингию и основал детский сад, которому суждено было просуществовать всего 7 лет.

Основные идеи Фребеля изложены в его книге «Педагогика детского сада».

Во-первых, Фребель был философом – идеалистом и считал, что каждый ребенок – невинен по своей природе, вырастая, он раскрывает свою Божественную сущность. Во-вторых,  развитие детей подчинено инстинктам: деятельности, познания, художественным и религиозным. Игра для ребенка тоже своего рода инстинкт. Кроме того, это основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Дети должны играть, эта идея Фребеля была очень «продвинутой» для его времени. Он также был инициатором ношения свободной, не стесняющей движения одежды в детских садах и правильного сбалансированного питания.  В-третьих, развитие ребенка – процесс естественный. Он подобен раскрытию цветка, который вырастает из семечка. Однако рост не является самопроизвольным. Детям надо помогать раскрывать их способности.Детские учреждения – своего рода сады, обеспечивающие почву и питание для роста маленького человечка. Учитель как садовник поддерживает потребности развития ребенка.

Дары Фребеля

 

Поскольку Фребель рассматривал игру как важную деятельность ребенка, дети в его детских садах рисовали, играли в подвижные игры, занимались со строительным материалом, лепили, плели из бумаги, вырезали из бумаги, вышивали, выкладывали из палочек, гороха, бус и т.д. Фребель также разработал для развития специальные пособия, так называемые «дары».

 

 

 

 

 

 

Дар первый - мяч

Связанные из шерсти, всех цветов радуги мячи на ниточке – первый дар Фребеля. Мячи задуманы как средство сенсорного развития, также для развития навыка различать цвета. Шарик можно раскачивать на ниточке и говорить «вверх – вниз», «вправо-влево». Мама или наставник может прятать мячик в ладошке. Фребель говорил, что мяч удобный для ручки ребенка, к тому же шар – это символ движения и бесконечности. Если вы умеете вязать, то легко свяжете крючком первые дары Фребеля для своего новорожденного малыша самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дар второй – геометрические формы

Деревянные шар, куб, цилиндр – второй набор даров Фребеля – познакомят малыша с разными формами предметов. Кубик устойчив, в отличие от шара.  Цилиндр совмещает в себе свойства шара и куба:  поставленный на основание, он устойчив, положенный на бок, он катится, то есть подвижен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий, четвертый, пятый и шестой дары — разделенный куб

Не простой куб, а  разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Четвертый дар тоже разделен на восемь плиток, но иначе. Пятый дар представляет собой кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков. Шестой – кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, которые в свою очередь распилены на плитки, а также по диагонали.

Дары дают детям возможность понять, что такое целое, а что такое часть, а также познакомиться с концепциями единство и многообразие. Ну и конечно, малыш сможет строить разные башенки, узоры, дома и мосты.

 

Седьмой и восьмой дар

Это набор геометрических тел, необходимых для строительства, для понимания концепций «формы» и «размера», пространственных отношений и для других игр.

Важно отметить, что Фребель предлагал использовать ящики со строительным материалом в определенной последовательности. Сегодня в детских садах деревянные конструкторы просто лежат в ящиках в открытом доступе и дети играют с блоками одни, с друзьями или преподавателями.

 

 

 

 

 

 

Основные идеи Фребеля

- игра важна для детского развития

- средствами для игры являются пособия – так называемые дары Фребеля

- общее время в кругу (так называемое circle time) – неотъемлемая часть программы детского сада

Источник: http://smartkids.ru