г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Читаем вместе

Читаем вместе 2012-04-24 17:37:57

Сейчас многие родители охвачены идеей раннего развития детей. Хотя некоторые психологи считают, что развитие должно быть не ранним, а своевременным. Совсем необязательно, что ребенок, освоивший в 2 года алфавит, а в 2,5 года чтение, будет в дальнейшем показывать высокие результаты. Поэтому лучше обучать чтению ребенка планомерно и самое главное, без принуждения.

Хорошо, когда книга присутствует в жизни ребенка с первых дней его жизни. Если родители читают ему, совсем маленькому, он привыкает к этому и книга никогда не станет для него чем-то чужеродным, неизвестным. Помимо того, что чтение поможет ему в развитии речевых навыков, она становится для него привычной вещью. Даже если читают сами родители, не ему, а для себя, это тоже отложится в памяти ребенка.

В возрасте полугода у ребенка появляются первые-книжки малышки – как правило, они мини размера и изготовлены из плотного прессованного картона. Он с ними играет и познает при помощи родителей окружающий мир. Важно на этом этапе дать ребенку возможность изучить книгу опытным путем: полистать, подержать, он обязательно захочет попробовать ее и «на зубок». Но хранить книжки лучше отдельно от погремушек и доставать их на время чтения, чтобы ребенок понимал разницу между игрушками и книгами.

В возрасте года-полутора лет, многие дети с удовольствием слушают игровые стихотворения, потешки и народные сказки («Теремок», «Репка», «Колобок» и пр.), которые в основном построены на принципе повторения действия.

От полутора лет до трех, детям можно читать игровые авторские стихотворения, они будут с удовольствием слушать, особенно если книги снабжены качественными иллюстрациями.

После трех лет у детей появляется познавательный интерес – в этот период им интересны детские энциклопедии. Направленность часто зависит от личных интересов ребенка (машины, динозавры, насекомые).

Когда ребенок уже научился читать сам, постарайтесь сохранить практику совместных чтений, просто выбирайте книгу чуть сложнее, чуть сможет прочесть он сам, но занимательную. Это развивает хорошие навыки чтения - детям необходимо слушать, как правильно читают взрослые. Важно, конечно, читать «с выражением», чтобы ребенок стал разбираться в интонациях, обращал внимание на знаки препинания.

В любом возрасте для ребенка очень важно присутствие родителей, их участие в чтении. Хорошо, если будут читать все члены семьи – то мама, то папа, а может и братья-сестры. . Исследования показали, что родители, которые часто читали со своими детьми в детстве, имеют более близкие отношения с ними в более старшем возрасте. Главное не отмахиваться от ребенка, когда он очень просит прочесть книгу – потом такое может не повториться, и вы будете его, школьника, уговаривать: давай, почитаем!

Начинайте совместные чтения, когда ребенок совсем маленький, и тогда вам будет легче сохранить эту хорошую традицию в старшем возрасте.


Виктория Прохоренко

Автор статьи: Детский литературно-художественный журнал «ПУРИПУ»