г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Воспитание ребенка с точки зрения детского психиатра

Воспитание ребенка с точки зрения детского психиатра 2019-11-06 09:14:05

Воспитание ребенка с точки зрения детского психиатра

Существует большое количество педагогических методик по развитию детей, в том числе и самых новейших. Для того чтобы ребенок процветал, был успешен в личном и профессиональном отношениях, необходимо развитие всех видов интеллекта, в том числе социального и эмоционального.

О последних методиках воспитания детей от 0 до 5 лет мы поговорили с детским психиатром высшей категории, вице-президентом Всеукраинской ассоциации детских психиатров, специалиста по эмоциональному воспитанию и нарушениям развития у детей Юрием Стратовичем.

Мозг у детей развивается тремя способами. Развивающие занятия, музыка и спорт обеспечивают одну схему развития. Компьютерные игры, телевизор, электроника, интернет развивают мозг вторым способом. Третий способ – это время, проведенное в кругу семьи, с друзьями, в изучении человеческих взаимоотношений. Дети, чьи родители говорят с ними об их и своих чувствах, развивают эмоциональный интеллект быстрее и способны понимать чувства других людей.

Как же правильно действовать родителям в различных социальных ситуациях с ребенком от 0 до 5 лет?

Если ребенок расстроился, возбужден, бьет кого-то или бросает вещи. Обычно взрослые в этот момент начинают что-то говорить ребенку и объяснять, то есть пытаются своим левым логическим полушарием присоединиться к его возбужденному правому, ответственному за эмоции. Однако он не будет понимать, что вы ему говорите. Сначала нужно успокоить его, использую безречевые сигналы – прикосновения, сочувственное выражение лица, ласковые интонации и благосклонное выслушивание. Если поведение деструктивное, нужно мягко прижать ребенка к себе, вывести из места (комнаты), где ситуация возникла. Если поведение чрезмерно плохое, а вы будете сочувственно выслушивать – это неправильно. Обсуждать плохое поведение ребенка и его возможные последствия можно после того, как он успокоится. Важно использовать любой конфликт как возможность для социального обучения ребенка.

Иногда при кризисных ситуациях родители ищут причину, а ребенку, чтобы успокоиться, надо поспать или поесть.

Нельзя избегать разговоров о переживаниях ребенка, конфликтах и стрессах. Обычно родители думают: "Не будем говорить, как-то само пройдет", – а на самом деле делают только хуже. Нужно помочь ребенку пересказать события (пугающие или болезненно переживаемые), рассказать и назвать, что вызвало неприятные эмоции. Мягко поощрять ребенка к разговору о ситуации. Если он не хочет разговаривать с родителями, поощряйте, чтобы хоть кому-то рассказал: брату или сестре, друзьям. Само проговаривание того, что мы чувствуем, успокаивает активность наших эмоциональных цепей в правом полушарии мозга, ответственном за эмоции. После многократного пересказывания страхи уменьшаются и совсем проходят. Дети лучше всего общаются, когда что-то строят и играют. Можно попросить, чтобы он нарисовал произошедшее, потому что во время рисования его состояние облегчится.

Можно также привести ребенку пример: плохое настроение – это как тучка. Ты плохо себя чувствуешь – это тучка, она уходит, рассеивается, и снова будет солнце. Дети считают, что плохое настроение – это навсегда, и связывают это с собой, а не с эмоциями.

Физическая активность для контроля эмоций. Научные исследования демонстрируют, что двигательная активность напрямую влияет на биохимию мозга. Большинство эмоций, которые мы ощущаем, начинаются в нашем теле. Когда вашим детям понадобится помощь в том, чтобы успокоиться или вернуть контроль над собой, найдите способ заставить их подвигаться, попрыгать. Сегодня существует даже детская йога. Физическая активность поможет восстановить душевное равновесие и контроль надо собой.

Сон у детей от 0 до 5. Желательно не спать с детьми с самого раннего возраста. Когда ребенок засыпает, можно посидеть рядом с кроватью, почитать сказки. Если сильно боится спать, то поможет мягкий свет ночника. Обычный сон дошкольника длится 9-10 часов. Важен ритуал отхода ко сну: чтение сказок, прослушивание музыки, проветривание комнаты, достаточная в течение дня физическая активность, которая улучшает сон. Если ребенок не хочет спать сам, у него истерика и она дает результат, то она повторится. Когда она не дает результат – не повторится. Дети постоянно испытывают взрослых на границы. Что им позволяют, то они и будут делать. Если родители действуют мягко, деликатно, но непреклонно, зная все эти особенности, приучают ребенка к определенному режиму, ребенок постепенно понимает, что это рамки, за которые нельзя выходить. У ребенка повышается самооценка, он начинает считать, что он взрослый и самостоятельный.

Избегайте соблазна решать детские проблемы. В процессе воспитания детей очень важно развивать у них самостоятельность и креативность в решении возникающих социальных проблем. Ваша задача сделать так, чтобы ребенок сам нашел верное решение выхода из сложной ситуации. Дети умные, все понимают, а вот большинство родителей принимают не самые верные решения. Ваша цель не в достижении исключительно верных решений прямо сейчас, а в оптимальном развитии высшего мозга ребенка, его умении решать различные социальные и другие задачи. Задавайте детям вопросы, которые заставляют их заглянуть под поверхность того, что им понятно. Например, как ты думаешь, почему этот мальчик плачет или кричит? Это привлекает внимание ребенка к эмоциям других людей. Они будут понимать, как сочувствовать, и тем самым развивать у себя эмпатию. Когда родители ему говорят: "Убеди меня и предложи решение, которое устроит нас обоих", они помогают рассмотреть последствия его действий, подумать о том, чего хотят и что чувствуют другие люди.

Родительский кризис. Действия родителей в различных ситуациях служат для детей моделью поведения: как вести себя в момент накала эмоций, когда вы находитесь под угрозой потери самообладания. Это возможность продемонстрировать ребенку пример саморегуляции. Они постоянно учатся, наблюдая за родителями. В момент кризиса молчите, чтобы не сказать лишнего ребенку, а потом не раскаиваться, уберите руки за спину, чтобы не допустить грубого физического воздействия. В напряженной ситуации ребенку надо сказать, что вам нужна передышка, чтобы успокоиться. В таких случаях вам поможет ходьба, глубокое дыхание, медитация, йога. Возобновляйте общение с ним, как только почувствовали себя спокойнее. Иногда стоит попросить прощения, приняв на себя ответственность за какие-то прошлые действия, слова – это очень позитивно скажется на ребенке. 

 

Автор: Марина Фролова 

Источник: https://tsn.ua/