Как справиться с капризным ребенком? 2012-07-21 19:03:06
С помощью нескольких приемов и правил вы сможете победить любое упрямство и капризы вашего малыша.
Кто-то видит в таком поведении ребенка упрямство, а кто-то - глупость или желание сорвать свое плохое настроение на родителях. Здесь возможна любая из версий, и какой бы она ни была, требуется ее решение.
∙ Возрастной кризис
Знакомое «не хочу – не буду» чаще всего приходится слышать в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Три года - возраст кризиса, один из самых трудных. Проявляются отрицание и негативизм с упрямством. Подобные проявления встречаются и в семь лет (это следующий в возрасте этап кризиса), но они уже не настолько сильно выражены.
Проще говоря, принцип этого упрямства в том, что ребенок больше озабочен тем, чтобы проявить свой эгоизм, а не предметом спора. Он может и не видеть, какое блюдо поставили на обед, а уже изо всех сил протестовать и отказываться от еды. Нужно понимать, что эта непокорность никак не связана с воспитателем или темой разговора, как может показаться. Этот протест направлен против предлагаемой системы отношений.
∙ Период формирования личности
Он проявляется в отношении ребенка к окружающему миру. Он всем говорит: «Я сам!». Разумеется, если постоянно сталкиваться с таким поведением ребенка, то одного терпения мало, чтобы не впасть в злость и раздражение. Каждый раз нужно сконцентрироваться на том, откуда берет свое начало поведение ребенка, и тогда воспринять его будет легче.
∙ Желание привлечь внимание взрослых
Если просто съесть обед, поставленный на стол мамой, в ответ можно получить короткую благодарность, да и вообще, не всегда. А если впасть в истерику, на каждое слово родителей выкрикивая «Не хочу!», «Не буду!», топать ногами или упасть со стула, то не только внимание мамы, но и всей семьи семьи, а может быть, и других окружающих людей будет получено. Это не значит, что ребенок расчетливо продумывает каждый свой ход, но ему такое поведение нравится, потому что оно срабатывает.
Понятно, что ребенок должен учиться правильно и своевременно выражать свои просьбы и мнения, уметь аргументировать, останавливаться, чтобы услышать другого. Но именно факт, что ребенок имеет собственное мнение - уже само по себе похвально. То же самое можно сказать о вкусах и предпочтениях. Например, до трех лет ребенок готов надевать любую одежду, которую предложит мама, но вдруг его осеняет, что он больше не наденет красные брюки! Это не всегда происходит из-за каприза: может быть, он не любит этот цвет, или среди его одногруппников такие штаны называются «девчачьими», и другие причины. У ребенка обязательно сформируются и пищевые предпочтения, хоть и не сразу. Так же появится выбор относительно мест для прогулок, книг, людей, и многого другого.
Истерика в магазине
Каприз «Хочу то, хочу это» - способ привлечения внимания и выражения своих интересов, а иногда и простая скука, пока родители высматривают будущие приобретения. Лучшим выходом из этой ситуации может стать задание мамы для малыша по выбору необходимого товара, а до этого нужно обговорить с ребенком, сколько денег останется на дополнительные покупки. Малыш будет занят помощью родителям, что избавит его от лишних проявлений своего характера, хотя бы частично.
Но как выйти из ситуации, когда малыш уже в истерике, кричит и топает ногами?
∙ Обнимите ребенка и спокойно скажите, что поговорите с ним, как только он успокоится.
∙ Если это не помогло, отведите малыша в тихое место, где меньше людей: ребенок проявляет свои капризы с расчетом на окружающих, что также создает родителям кучу неудобств. Как отказать, если он так сильно просит? А в присутствии одного человека ему будет проще успокоиться и принять вашу точку зрения.
∙ После того, как ребенок успокоится, нужно поговорить с ним о происшедшем. Если вы предупреждали его о том, какие покупки вы намерены делать, напомните ребенку об этом.
∙ В конце предложите ребенку вместе пойти с вами - за другими покупками, за чем-то вкусненьким, чтобы успеть сделать что-то очень важное и приятное для ребенка. Скажите, что ему необходимо успокоиться, иначе не хватит времени.
∙ Если ни одна попытка по успокоению ребенка не удалась, покиньте магазин без покупок. Когда ребенок будет готов вас слушать, поговорите с ним о том, каких продуктов вы не купили, в том числе, и для него, и все в этом духе.
Как вести себя родителям
∙ Проанализируйте, насколько эмоционально разговаривает с вами ребенок, если он кричит, упирается,то бесполезно ему приводить какие-то доказательства в свою пользу. Если его поведение отличается спокойствием с упорством, то он может вас слушать.
∙ Если вы наблюдаете истерику, не тратьте силы на объяснение, первое, что необходимо - убрать истерику, а не подпитывать ее. Если ребенку год, и он отказывается от еды, перейдите временно на игру.
∙ На более старших детей это не повлияет, переключите их внимание, чтобы достичь спокойствия. Если абсолютно нет времени, а ребенку нужно быстро одеться, оденьте его сами.
∙ Детские капризы с этими постоянными «не хочу – не буду» доводит до злости и раздражения, особенно если это происходит каждый раз, а не время от времени. Родительские эмоции подогревают каприз ребенка, раздувая его до настоящего конфликта.
Попытайтесь изменить отношение к происходящему. Это настоящая работа внутри себя, где вам потребуется проявить интуицию, проницательность, нестандартный подход: задача не из простых.
∙ Определите перечень обязательных требований к ребенку, и тех, где вы можете снизойти к его просьбам.
∙ Если "попалось" обязательное требование, настаивайте до полного его исполнения, будьте тверды, а при необходимости объясняйте, зачем это нужно.
∙ Если у ребенка склонность к протестам, займитесь "профилактикой". С самого начала предложите ему альтернативу: спросите его, готов ли он выполнить ваше условие сразу, или сначала он закончит свои занятия. Прямой приказ сталкивается с сопротивлением, а от мягкого слова не так просто отделаться. Ведь ребенок протестует против навязывания родительской воли, а не против чего-либо конкретного.
∙ Если это маленький ребенок, может сработать "обратный метод", если вы превратите требование в игру. Скажите ребенку, что не будете ни о чем его просить, а если он сам выполнит ваше требование, то вы, наоборот, рассердитесь.
∙ Не нужно практиковать прием, когда вы отказываетесь от своих слов, говоря «Ну и не делай!» В этом усматривается что-то схожее с беспринципностью, и, оказывается, ваше условие не было столь важным.
Источник: www.parenting.ru