Почему ребенок отказывается посещать детский сад. Советы родителям 2012-08-07 14:40:45
И иногда они дополняются жалобами о том, как у драгоценного сыночка болит головушка и животик, и как ему невыносимо плохо от детского сада. Бывает, действительно, у ребенка болит живот, поднимается температура и начинается обострение хронических заболеваний.
Что предпринять в такой непростой ситуации? Первостепенная задача родителей - это разобраться, почему ни за какие пироги ребенок не хочет примкнуть к детскому коллективу и чувствовать там себя счастливым. Рассмотрим возможные причины.
Изменение образа жизни
Если кому-то и свойственен консерватизм, то для детей - в первую очередь. Несмотря на подвижность и постоянное стремление к обновлению впечатлений, дети обосновывают свой покой и умиротворение в знакомой очередности известных событий в течении дня. А тут рано утром нужно бежать к какой-то тете, и там целая группа таких же "милых" и хороших деток, как ты сам. Мама уходит, не обещая скорого возвращения. А в саду все не так, как дома, и поэтому, возможно, он кажется таким враждебным.
Как помочь ребенку
Вводите постепенно изменения в распорядок дня малыша. Если он приучен поздно засыпать и поздно вставать, нужно понемногу перевести малыша на более ранний отход ко сну и утренний подъем. Малыш привыкнет к этому дня за три-четыре. В обстоятельствах, когда ребенок вынужден резко сменить режим, когда он "теряет" домашнюю обстановку, важно суметь воссоздать ее, пусть даже частично и искусственными методами. Будет идеально, если воспитатели согласятся, чтобы мама присутствовала с малышом в детском саду в течении первых пяти дней. Многие сады составляют официальный договор на родительское присутствие в первые дни.Вальдорфские сады сами становятся инициаторами того, чтобы мама могла находиться с новичком в течении дней десяти с начала его прибытия в группу.
Если такое присутствие организовать затруднительно по каким-то причинам, подумайте о том, что из приятных мелочей, напоминающих малышу о доме, может его порадовать. Возможно, его настроение улучшится от присутствия плюшевого мишки, или от простой еды в симпатичном контейнере (фрукт, сладкий овощ), а возможно, малышу комфортнее будет проводить дни с самодельным талисманом на шее, например, плоская игрушка на шнурочке, которая ни в коем случае не позволит загрустить.
детсадовское питание
Взрослые тоже помнят кулинарные «шедевры», запечатленные с детства: те самые молочные пенки, запеканки с «неправильным» вкусом, или такие «неправильные» луковые и гороховые супы. У каждого на этот счет свои воспоминания. Когда воспитатели пытаются контролировать детей за обедом, то иногда требуют, чтобы те ели побыстрее и не оставляли ничего на столе, - и это удается далеко не всем.
Как повлиять на пищевые пристрастия малыша
Если ребенок вообще не ест в садике, попытайтесь договориться с воспитателями, чтобы те не настаивали на обязательном доедании блюд. Голодной смертью такой подход не грозит. Выходя из дома в детский сад, можно пропустить прием пищи, и за это время к малышу может прийти аппетит, и он уже захочет присоединиться к общему столу.
Обычно садами разрешается брать какую-либо еду из дома. И лучше, чтобы это были не конфеты, поднимающие всеобщий ажиотаж, и окончательно убивающие аппетит. Пусть это будет яблоко, груша, морковка, или даже огурец.
Если воспитательница не по душе ребенку
Да, это проблема... Идеально было бы решить вопрос предпочтения ребенком воспитательницы еще до его поступления в садик. В связи с воспитательницей у малыша может быть связано как много проблем, так и много приятных воспоминаний. Именно воспитательница будет посвящать ребенку все свои лучшие качества и проводить большую часть времени. Бывает, что с одной воспитательницей детям легко и просто, а к другой никто даже не подходит.
Исправить ребенка или его ситуацию?
Попытайтесь понять, почему у малыша сложилось к воспитательнице такое отношение. Это непросто, так как маленькому человечку не всегда под силу выразить свои глубокие впечатления и душевные переживания. Здесь могут помочь психологические игры. Например, игра в детский сад. В спокойной домашней атмосфере организуйте игру в детский сад с набором игрушек. В ней откроется для вас много интересных деталей. Во-первых, роль, которую выберет ребенок, и как он себя поведет. Если удастся выяснить смысл конфликта, попытайтесь обговорить это с воспитателем. Если после вашего разговора не случится никаких перемен (воспитатель проявляет жестокость в обращении с ребенком, не защищает его от обид со стороны других детей, не проявляет должного внимания), то ситуация безвыходная. Возможно, это повод для смены группы или детского сада. Конечно, поменять сад предпочтительнее, потому что корпоративное общение внутри детского учреждения никто не отменял.
Ребенок одинок в коллективе
Бывает, что ребенок не открывается коллективу, что-то не позволяет ему ощутить единство с группой, и он держится особняком. Если это связано с особенностями характера ребенка, его потребностями в общении, необходимостью поддерживать немного больше или немного меньше связей, то беспокоиться не стоит. Но если выражена его полная изоляция, и за несколько месяцев ребенок так и не нашел свою позицию в коллективе, необходимо посоветоваться с психологами.
Совет психолога
Если дружеские отношения со сверстниками даются ребенку тяжело, придется вникать в сложившуюся ситуацию самостоятельно. Первое, чем можно помочь - это вырвать ребенка из устоявшегося круга общения. Стоит попробовать подружиться с родителями наиболее симпатичного малышу одногруппника. Пригласите их в гости, устраивайте игры и принимайте в них участие, чтобы ребенок мог постепенно раскрепоститься и ощутить удовольствие от игры.
Существенный момент переходного периода - приобщить малыша к понятию о том, что не только общение с мамой бывает комфортным и интересным. Пусть поучаствует и папа, и бабушка в организации увлекательной игры с ребенком. Отличное средство - студия раннего развития, в которой общение малыша с другими не мешает поддерживать связь с мамой. Вовлекая малыша в общение, нужно оценить, насколько интересны игры и привлекательно его времяпровождение с другими детьми. Скажите малышу, что детям весело, когда они вместе, как интересно они играют. Спуститесь на уровень детей, пойте и танцуйте, заряжая ребенка положительными эмоциями.
Как запрещено корректировать состояние ребенка
Если родители после многих усилий все же поддаются уговорам и манипуляциям со стороны ребенка, такая схема развития отношений очень неблагоприятна для ребенка. Все свои способности он направит на достижение целей с помощью крика. Ребенок запомнит момент, когда его состояние сыграло решающую роль, и повторит это снова, увеличив время истерики.
Если родители водят ребенка в детский сад через день или изредка, ребенок не будет воспринимать сад, как неизбежность, к которой нужно и полезно адаптироваться. В детском коллективе нужно появляться каждый день (кроме выходных, разумеется). Облегчить пребывание малыша в детском саду можно, немного сокращая ему день. Например, поначалу можно забирать его после обеда, и лишь немного позже, когда он привыкнет к изменениям в своей жизни - оставлять для сна.
Если родители напряжены при расставании с ребенком, дети это чувствуют (узнайте подробнее на нашем сайте, о том, когда оставлять малыша не вредно). Дети подсознательно очень восприимчивы ко всем перепадам настроения родителей. Плач в раздевалке - не лучшее начало дня в детском саду для ребенка. Переполнитесь уверенностью изнутри, что с вашим ребенком будет все хорошо на протяжении всего дня, и тогда он также уловит ваше естественное спокойствие, и будет следовать вашему примеру, подобно цепной реакции.
Как нейтрализовать нервное напряжение малыша после посещения садика?
Самый известный источник психического напряжения - пребывание в обществе, среди множества незнакомых людей. Поэтому ребенку полезно уединиться в своей комнате с игрушками и отдохнуть в тишине. Не следует превращать первые часы после возвращения из сада в расспросы, что и как происходило. Он обо всем расскажет сам, после того, как расслабится и отдохнет.
Ребенок скучает и за родителями, поэтому стоит иметь это в виду, и не отгораживаться, придя домой, от малыша списком более важных дел. Дайте ребенку провести с вами немного времени, ощутить родительское заботливое прикосновение и посидеть на коленях, расслабиться, поиграть или почитать. Возвращаясь из детского сада, не нужно спешить прибыть домой. Совершите небольшое отступление от обычного хода событий и пройдитесь по окрестностям. Это позволит малышу постепенно перейти на домашнюю атмосферу. При этом желательно, чтобы родитель посвящал это время прогулке и беседе с ребенком, а не приятелям и своим знакомым, дети обычно благодарны внутри за прогулки вдвоем с родителем.
Если ребенок посещает дополнительные занятия, то важно не забывать, что спортивные занятия приводят к возбуждению нервной системы, а приносят успокоение занятия по рукоделию, различным видам ручного труда. Если ребенок склонен к перевозбуждению, занятия музыкой для него нежелательны. Родители путем наблюдения могут выявить склонности ребенка, что его занимает по возвращению домой: спорт, музыка, ровесники, домашние питомцы, книги - именно это занятие и представляет для ребенка его целительной стихией.
Источник: www.parenting.ru