Мама, а почему..? 2012-09-06 11:10:39
У каждого ребенка свое время для разных вопросов, свой уровень и спектр любознательности. Кто-то, обгоняя сверстников, чуть ли не в два года интересуется всем происходящим вокруг. Кто-то до 5-6 лет остается безучастным. Это зависит от множества причин. В том числе от нашей взрослой реакции на обращение малыша с вопросом, от нашей личной познавательной активности. Готовы ли мы постоянно искать ответы на преподносимые жизнью вопросы? Ровно настолько же мы готовы к ответам маленьким почемучкам.
К чему стремится малыш, задавая вопрос? Накопление ПРАВДИВОЙ, ДОСТОВЕРНОЙ информации, развитие памяти, установление причинно-следственных связей, интеллектуальное совершенствование - одна сторона медали.
С другой же стороны - установление эмоционального контакта и доверительных отношений с родителями, а, значит, и со всем миром взрослых, подтверждение взаимной любви друг к другу, осознание моральной поддержки и, как следствие, избавление от чувства одиночества в этом мире.
А мы, чуткие и тактичные родители, сознавая всю ответственность за качество информации, преподносимой нами ребенку, не отталкивая его ни в коем случае, становимся первыми, а подчас и единственными, настоящими Учителями своих детей, зарабатываем незыблемый, не достающий многим, Родительский Авторитет на всю жизнь.
Попробуйте один раз быть нечестным и неискренним, отвечая на детский вопрос. Вы рискуете потерять все.
Малыш раз спросил:
«Мама, почему?»,
второй:
«Папа, а это как?», понял, что вы его обманываете или вообще не хотите разговаривать («У меня дел по горло! Достали уже твои «почему»!»), - теперь восстановите его доверие. Найдет ли он ответы на свои «почему»? Найдет, будьте уверены. Вот только где и какого качества? Кто завоюет у него Авторитет? Бабушка, воспитатель, приятели, чужой дядя? Почему тогда вы удивляетесь, что не можете найти общего языка с сыном-подростком, который дерзит, уходит из дому, бросает учебу? «Нам не дано предугадать», что влечет за собой невнимание к детскому вопросу.
Мало того, мы должны учить малыша задавать вопросы и побуждать его к этому, с самого раннего детства беседуя с ним, спрашивая и отвечая в монологе обо всем, происходящем вокруг. Ведь по количеству, качеству, времени возникновения первых вопросов можно судить об уровне любознательности ребенка, о параметрах памяти и внимания, качествах мышления, т.е. о способностях к дальнейшему обучению. А значит, можно пытаться прогнозировать будущее.
И если малыш научится спрашивать о цвете утреннего неба, о длине змеиной шеи и привыкнет слышать от вас грамотные ответы, то когда возникнут вопросы о добре и зле, любви и дружбе, о смысле жизни, о призвании, он придет с ними именно к вам, потому что никто, кроме мамы или папы, не может ему помочь. Мы сами знаем, насколько важны в нашей жизни друзья, к которым можно обратиться с любым вопросом и заручиться поддержкой.
Поэтому старайтесь ответить на все «почему?» и отвечайте честно, не перевирая информацию. Не называйте фиолетовое синим. Не оставляйте на потом и, тем более, не отмахивайтесь. Кто знает, к кому обратится ребенок за помощью в случае вашего отказа.
Ольга Юнтунен