Первые занятия с малышом - лепка и рисование в возрасте 1-2 лет. Конкретные советы и методики 2012-11-15 16:43:37
Первые годы жизни – самые ценные для развития творческих способностей, поэтому так же, как и для развития речи, важно начинать как можно раньше. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ребенком. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда кажется, что он еще ничего не воспринимает. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. В развитии других способностей важно поступать подобным образом – насколько это возможно - заранее окружить ребенка такой атмосферой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно.
Начало знакомства с творчеством
Знакомство с творчеством начинаем с рисования. Так малышу легче будет развить цветовое восприятие, тактильные ощущения и моторную ловкость. Разумеется, особое внимание нужно уделять качеству материалов для творчества, которыми будет пользоваться ребенок. Среди большого разнообразия товаров для детского творчества в магазинах важно выбрать привлекательные, подходящие возрасту ребенка, его интересам и, самое главное, безопасные продукты. Существуют и специальные товары. Например, товары для детского творчества Jovi полностью безопасны, легко отмываются и отстирываются от одежды и предназначены специально для самых маленьких детей. Среди них есть, например, такие, как: краски для рисования руками, специальная игровая паста для моделирования и другие продукты.
Знакомиться с миром, узнавать его малыши начинают руками, поэтому начинать рекомендуется с пальчиковых красок. Это специальные краски для рисования руками, предназначенные для первого знакомства ребенка с миром красок.
Для начала ребенка нужно познакомить с такими красками и, открыв две или три баночки разных цветов, дать «повозиться» с ними самостоятельно. Скорей всего, очень скоро Ваш ребенок целиком и вся его одежда будет раскрашена. Это и будет первое творение Вашего ребенка. Не исключено также, что малыш захочет попробовать краски на вкус. Беспокоиться не стоит. Пальчиковые краски Jovi легко отмываются и полностью безопасны. Однако если Вы беспокоитесь, то можно принять меры предосторожности: расстелите на полу кусок обоев – это будет место, где «творит» ребенок.
Первые уроки «живописи» рекомендуется проводить под родительским присмотром. Если Вас беспокоит, что ребенок тянет руку в рот, Вы всегда успеете изменить его намерение, взяв и намазам его ладошку краской, сделать несколько отпечатков ладошки своей и ребенка на обоях. Это и есть первый способ детского рисования – разноцветные отпечатки ладошек и ножек на бумаге. Такую первую картину можно смело вешать на стену.
Из отпечатков ладошек ребенка на листе бумаги можно нарисовать много интересных и диковинных вещей: павлина, собачку, дерево и пр. Надо только подсказать ребенку, что можно поставить отпечаток, широко раздвинув пальчики или собрав их вместе, сжав кулачок или отогнув один пальчик. Если Ваш ребенок уже говорит, то можно поискать с ним, на что похож тот или иной отпечаток.
Продолжаем творить!
Когда ребенок познакомится с красками, можно использовать другой способ. Взяв в руки поролоновую губку, научить ребенка оставлять следы на листе бумаги. Сначала это будут просто разноцветные пятна, а потом можно использовать «закрашивание» внутри контура, который Вы заранее нарисуете на листе. Можно при этом посадить ребенка к себе на колени, обняв его со спины, и тогда можно использовать рисование на мольберте, расположенном перед ребенком. Это позволит малышу улучшить координацию своих движений и перейти к рисованию в рамке, где рамкой будет являться мольберт целиком.
Затем ребенку можно предложить рисовать в пяльцах. Взрослый поддерживает пяльцы, прижимая их к листу, и помогает ребенку губкой с краской заполнить внутреннее пространство. Убрав рамку, можно порассуждать с малышом о том, что получилось: красный круг становится похожим на яблоко, как только пририсуешь к нему палочку и листик; желтый – на солнышко, надо только к нему добавить лучики и т.д. Ребенок также может создавать свои картины: просто случайные линии, штрихи и точки.
Но малыш может рисовать не только ладошками. В возрасте 1,5-2 года он проявляет активный интерес к карандашам и кисточкам. Конечно, его рисунок будет не очень понятен, но с малышом всегда необходимо обсудить, что он нарисовал, а возможно даже использовать этот рисунок для придумывания родителем рассказа или сказки.
В 3-4 года дети уже вполне самостоятельные художники, и их творчество очень разнообразно. Используются разные виды красок и разные виды творческих заданий: самостоятельный рисунок; использование книжек-раскрасок; использование различных технических способов, например, нескольких карандашей или кисточек, взятых в одну руку, использование в одном рисунке нескольких видов красок и т.д.
Развиваем пальчики
Для развития мелкой моторики очень полезна работа с пластилином, а для маленьких детей 2-3 лет - со специальной разноцветной игровой массой для моделирования. В отличие от пластилина она очень мягкая и свежая, ребенку по силам разминать ее самостоятельно и таким образом укреплять и развивать мелкие мышцы пальцев.
Лепить из игровой пасты или мягкого пластилина можно уже в год. С 1,5 лет дети легко могут лепить колбаски, шарики. Еще один вариант работы это рисование пластилином, замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности, оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого - более выразительной и живой. Кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона или плотной бумаги.
Вначале можно сочетать в одной работе и рисунок, и работу с пластилином. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов.
На первом этапе главное - не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы "черная", подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами. Можно научить ребенка смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый - смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.
На созданный ребенком и родителем рисунок, например, дерево, малыш пальчиком прикрепляет кусочки пластилина: красные, желтые – это яблоки; разноцветные кусочки пластилина, размазанные по листу, могут превратиться в цветы на лугу. Родители вначале могут сами отламывать кусочки пластилина и давать ребенку в руки, а малыш только прикрепляет их к листу.
Готовимся к школе
Важно понимать, что занятия изобразительным творчеством не только развивают фантазию и творческие способности ребенка, но и служат важной частью подготовки к детскому саду и начальной школе. Во-первых, занимаясь рисованием и лепкой, ребенок тренирует руку, готовит ее к тому, чтобы скоро засесть за прописи. Во-вторых, замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие делает движения руки сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными, а для более маленьких детей – восковыми карандашами, так как они мягкие, не пачкают рук и позволяют проводить мягкие ровные линии. Хорошие результаты для того, чтобы приучать малыша правильно держать карандаш, а впоследствии - ручку, дают карандаши треугольной формы, так как они более эргономичны.
Очень полезно прорисовывать различные орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Бережно относитесь к творениям ребенка, выбирайте особо удачные рисунки, вместе делайте для них рамки, вывешивайте рисунки на стену и подписывайте на специальных табличках: имя и фамилия автора, название "картины", дата окончания работы. Таблички ребенок с удовольствием будет делать самостоятельно. Это даст ребенку возможность осознать в дальнейшем свою значимость, научиться, с уважением относиться к творчеству других людей и получать эстетическое удовольствие.
И конечно, просите рассказывать, что изображено на рисунках. Не беда, если ребенок додумает что-то по ходу рассказа. Важно, чтобы он говорил, учился выражать свои эмоции и впечатления в художественной и словесной форме, мыслить и понимать окружающий его мир!
Источник: posobie.info