г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Игра интеллектуалов

Игра интеллектуалов 2012-12-19 14:37:11

В определенных условиях развитие музыкальных, шахматных и математических способностей может идти независимо от психики в целом, причем со значительным опережением. А создать такие условия, правильно обучая детей, родителям вполне по силам. Практически все шахматные учебники слабо учитывают детскую психологию, и поэтому на них сложно опираться даже при обучении младших школьников, не говоря уже о дошкольниках.

 

Еще в прошлом веке американский ученый Джордж Стайнер предположил, что за шахматные, музыкальные и математические способности отвечает узкоспециализированная, но чрезвычайно мощная зона человеческого мозга. Механизм ее запуска до сих пор непонятен, но установлено, что ее можно активировать в раннем детстве.

Когда начинать?

Причина того, что дети дошкольного возраста непродуктивно осваивают шахматы, кроется в отсутствии ежедневной практики у малышей, а также в неумении родителей работать с детьми дома. А между тем малышей не только можно, но и должно учить этой древней игре с самого раннего (чуть ли не с грудного!) возраста. Примерно к двум годам (в отдельных случаях это может произойти и раньше) любой средний ребенок легко запоминает названия шахматных фигур, а после двух лет начинает правильно расставлять фигуры на доске, усваивать основные правила игры и к трем годам может, хотя и очень примитивно, но все­таки начать играть.

Однако до осмысленного, подлинно творческого подхода к игре в шахматы в этом возрасте, конечно, еще далеко. И требовать этого от ребенка нелепо. Ведь никому же не придет в голову, что двух­трехлетний ребенок, только­только освоивший сотню­другую слов, сразу начнет писать романы в стихах. Между тем, стоит только ребенку начать делать первые самостоятельные ходы, как взрослые тут же отказывают ему в праве на ошибку, ожидая от него безупречной игры.

Именно нетерпеливость, непоследовательность, поспешность становятся основной ошибкой взрослых при обучении детей игре в шахматы. Причина этого кроется в неумении правильно оценивать подготовленность ребенка к восприятию тех или иных шахматных (да и не только шахматных) понятий. Справедливости ради следует признать, что сделать это не так­то просто. Ибо в отличие от прыжков в высоту, в которых сбитая или преодоленная планка неопровержимо и беспристрастно свидетельствует о достигнутом спорт­сменом  уровне подготовленности, в шахматах таких объективных критериев нет. Так что, если вы решили учить ребенка игре в шахматы, запаситесь терпением и относитесь к малышу именно как к малышу, а не как к гроссмейстеру.

Купите мне шахматы!

К подбору шахматного инвентаря нужно отнестись серьезно. Не покупайте детям сувенирные комплекты, так как они по большей части неудобны, поскольку изображают воинов, животных или бывают настолько стилизованы, что трудно отличить одну фигуру от другой. Всякого рода узорные и „красиво” раскрашенные фигуры только отвлекают малыша, сбивают его с толку. Шахматы должны быть простыми, устойчивыми и прочными.

И не надо при покупке шахмат для дошкольников руководствоваться аннотациями типа: „Комплект включает мини­фигуры со штырьками и мини­доску с отверстиями, исполненные в конструктивистском стиле. Доска изготовлена из пластика, фигуры изготовлены из стали. В заводской коробке­упаковке. Очень необычно и стильно. Германия­Испания” или „Набор шахматных фигур, вырезанных из дерева. Тонкая ручная работа. Каждая фигура вырезана отдельно. Тематика набора — средневековые воины”. Это как раз тот самый случай, когда „импортное” не означает „лучшее” (даже если это продукция самых авторитетных производителей), а художественность („тонкая ручная работа”)  неуместна.

Для детей младше трех лет не подходят слишком большие шахматы. Малышам трудно играть за большим столом, и обычно я занимаюсь с ними на диване, за журнальным столиком или на коврике, прямо на полу. В моей практике были случаи, когда юные шахматисты, пытаясь дотянуться до противоположного края доски, теряли равновесие и падали лицом прямо на фигуры, а это чревато травмами  (особую опасность представляют собой король, имеющий острую корону, и слон).

В то же время фигуры не должны быть слишком маленькими и легкими. Крайне неудобны, например, шахматы китайского производства, наводнившие рынок. Они слишком мелкие, неустойчивые и постоянно падают во время игры.  К тому же они иногда бывают изготовлены неправильно: доска складывается пополам так, что справа от играющего оказывается не белое поле, как это должно быть, а черное.

Шахматные комплекты отличаются огромным разнообразием:

по назначению  — гроссмейстерские, турнирные, антикварные, походные (мини­шахматы магнитные, пластмассовые штырьковые  мини­шахматы), сувенирные и т. д.;

по материалу —  деревянные, пластмассовые, костяные, „под кость”,  стеклянные, металлические, каменные и т. д.;

по цвету —  желто­черные, желто­коричневые, желто­темно­коричневые, бело­черные; красно­белые, розово­белые, прозрачные и матовые (речь идет о стеклянных шахматных фигурах) и т. д.;

по стилю  —  расписные, выполненные в старославянском/древнерусском стиле, в стиле сказочного войска, в стиле воинов времен Александра Македонского, в „рыцарском” стиле, в конструктивистском стиле, Стаунтон классический и т. д.

Некоторые родители, одержимые стремлением приобретать для своих  детей все самое лучшее, самое „крутое”, покупают „эксклюзивные” шахматные комплекты из мрамора, различных металлов, чуть ли не из драгоценных камней. Делать этого не следует. Помните, шахматы — игра мудрецов, а истинная мудрость ничего общего с тщеславием не имеет.

Мне приходилось слышать жалобы от некоторых детей, что слишком контрастные цвета (речь идет о черно­белых пластмассовых фигурах и особенно досках) утомляют глаза и мешают играть. Учитывая это, следует отдавать предпочтение деревянным фигурам, имеющим мягкие (матовые) желтые и черные (коричневые) тона. Деревянные шахматы могут быть выполнены из палисандра, дуба, ореха, клена и березы. Однако для дошкольников значение имеет не столько ценность древесины, сколько прочность, безопасность и удобство использования фигур.

Оптимальный размер доски (игровой поверхности) для детей 2–3­летнего возраста — 29х29 см, сторона квадрата (шахматного поля) — 32,5 мм, основание пешки в диаметре должно составлять не более 20 мм, а фигур  — не более 27 мм (иначе фигурам на доске будет тесно, их будет неудобно передвигать). Высота фигур при этом составляет от 35 мм (пешки) до 55 мм (король). Они не должны быть слишком узкими и хрупкими. Всем этим требованиям лучше всего отвечают стандартные обиходные шахматы российского (советского) производства. Они, кстати, наиболее популярны.

Техника безопасности

Следите за тем, чтобы малыш не поранился острыми частями фигур, которые могут оказаться особенно опасными для глаз. Можно убрать острые шляпки королей, которые опаснее всех. Если ребенок сам сломает ее, быстро заберите у ребенка обломок, чтобы он его не проглотил.

Не позволяйте малышу брать фигуры в рот. Он может случайно откусить мелкую часть и также проглотить. Этого не следует допускать и из соображений гигиены.

Определенную опасность могут представлять слоны. Помимо того что у них зачастую довольно острые шапочки, их иногда изготавливают со слишком тонкой „талией”. При падении на пол они легко ломаются, а острые края сломанной фигуры могут поранить малыша. Это же можно сказать и о слишком тонких пешках.

Как ни странно, но потенциально опасными могут оказаться и кони. Следите, чтобы ребенок случайно не сломал или не откусил их уши. Здесь и до проглатывания недалеко. Уделяйте внимание и ферзям. У них самая опасная часть  —  их короны.

Мы партнеры

Я глубоко убежден, что шахматные учебники должны писаться не для детей 5–9 лет, а для их родителей, воспитателей и тренеров. Ни один ребенок не освоит в таком возрасте премудрости игры в шахматы самостоятельно. Ведь дать ему в руки учебник шахматной игры и сказать: „На, занимайся!” — равносильно требованию, чтобы ребенок занимался в школе математикой без учителя. Даже не все взрослые способны к самообразованию, а уж о детях и говорить не приходится. Наш долг, долг родителей  и педагогов, — помочь им в этом со всем тактом, на который мы только способны. А для этого мы сами должны учиться понимать детей, смотреть на шахматы их глазами и говорить с ними на их языке, постепенно формируя в них новое понимание тех проблем, с которыми они сталкиваются.

Шахматы — это лишь часть системы воспитания детей. Воспитать разностороннюю личность, опираясь только на шахматы, невозможно. И невозможно обучать шахматам дошкольников в отрыве от других видов развития.

Нужно, чтобы ребенок осваивал шахматы параллельно с изучением, к примеру, языков. Это будет развивать у малыша зрительную и слуховую память, сообразительность, находчивость, креативные способности.

Большое значение имеет слаженное взаимодействие триады педагог—отец (мать)—ребенок. Оно обеспечит ежедневные занятия шахматами и другими развивающими видами деятельности. При идеальном партнерстве результаты будут впечатляющими. Однако многое зависит от того, насколько родители знакомы с шахматами, насколько творчески они применяют свои знания, как взаимодействуют с педагогом (тренером).

Марат Игликов, педагог, психолог
Источник: moy-rebenok.kz