г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Режим дня ребенка

Режим дня ребенка 2013-01-10 18:08:03

Одним из спорных моментов в вопросах ухода за малышом первых месяцев жизни является режим дня и его соблюдение, нужно ли строго следовать режиму или можно дать свободу крошке, нужен ли четкий распорядок дня или можно от него отступать? Должен ли ребенок сам формировать режим или это должны делать родители? Все эти вопросы волнуют родителей новорожденного карапуза.

Психология режима

В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит – вырастет эгоистом. Но так ли это?

Надо или не надо?

Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные «жаворонки» и патологические «совы». Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения – вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.

Что включает режим?

В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

То есть у детей первых месяцев жизни режим должен быть завязан на кормлениях и снах, с небольшими периодами бодрствования, а у детей старшего возраста – связан с посещением дошкольных учреждений, занятиями, сном и питанием. Поэтому режим – это динамический показатель, меняющийся соответственно меняющимся потребностям ребенка.

Если совсем не придерживаться никого режима, ребенку будет сложно выработать привычку ко сну и питанию, а при чрезмерной строгости режима можно получить протесты и истерики, нужно уметь находить золотую середину – компромисс. Привыкая к определенной последовательности событий в жизни, ребенок выполняет их «на автомате», без капризов, лучше кушает и спокойнее засыпает.

Как формировать режим?

Первые три года в жизни ребенка – это очень динамичное в плане развития и режима время, он растет и развивается быстрыми темпами и потребности в сне и питании меняются. Поэтому режим в первые годы меняется чаще, чем во все последующие, на первом году режим претерпевает смены примерно в три-четыре месяца, затем после полугода, в девять-одиннадцать месяцев и потом после полутора лет формируется примерный режим на дальнейшие несколько лет.

В основном меняются количество снов – ночных и дневных, и количество приемов пищи, прогулок. Остается неизменным наличие сна днем, сначала снов несколько, потом остается один, а также основных приемов пищи с перекусами.

Нет смысла расписывать временные постулаты режима – ваш ребенок лучше покажет вам конкретное время снов и приемов пищи, есть только определенные методические рекомендации, которым стоило бы следовать, составляя приблизительный распорядок дня.

Если ваш малыш болезненный или ослабленный, перевод его с одного режима на другой необходимо осуществлять медленнее обычного. До полутора лет необходимо учитывать в режиме дня два дневных сна, так как одного не хватит для полноценного отдыха ребенка.

Всегда необходимо делать отступления в режиме, если ребенок демонстрирует признаки утомления или голода, можно положить спать или покормить его пораньше. Если же при старом режиме такие эпизоды повторяются с завидной регулярностью – это повод сменить режим на более подходящий.

При назначении нового режима надо проследить за самочувствием малыша. Как правило, перевод на новый режим детей 3–6 месяцев проходит безболезненно. В 9–10 месяцев, когда ребенка начинают укладывать спать днем два раза (до этого он спал днем три раза), на новый режим ребенка переводят постепенно: либо сокращают в течение нескольких дней продолжительность одного дневного сна, либо через два-три дня после перевода на новый распорядок возвращаются к прежнему на один-два дня и затем снова устанавливают режим, соответствующий возрасту ребенка.

Необходимо соблюдать правильное чередование сна, бодрствования и кормления. На первом году жизни целесообразно установить такую последовательность, при которой сон непосредственно предшествует кормлению, а после кормления ребенок бодрствует. В таком случае малыш активен во время бодрствования, а утомившись, быстро засыпает, выспавшись, охотно ест. Неправильно думать, что ребенок должен засыпать у груди матери сразу после еды. К чему это приводит? Поспав после кормления, он просыпается, не ощущая сытости, начинает требовать еды раньше установленного по режиму времени, плачет и устает. Бодрствование его проходит неполноценно, при недостаточной активности (а ведь именно в эти отрезки дня он может многое узнать и многому научиться!). Ко времени кормления он уже утомлен, плохо ест и, не съедая положенной нормы, засыпает. Только при переводе ребенка на режим с одним дневным сном его укладывают после обеда.

Внимательное отношение взрослого к самочувствию ребенка, спокойный тон, побуждение его к активности способствуют тому, что малыш охотно принимается за еду, не противится одеванию, радуется, когда его купают. Это позволяет избежать капризов и многих огорчений во взаимоотношениях взрослого и ребенка, укрепляет их привязанность.

 

Важно создать у детей и соответствующий настрой: перед укладыванием спать исключить все, что может возбуждать, а ребенка, владеющего речью, предупредить о том, что ему вскоре предстоит делать. Например, предложить уложить куклу или мишку, напомнив, что и ему скоро надо отправляться спать.

Сон

Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок выспался, у него хорошее настроение, он активен, деятелен. А когда малыш не доспал, он капризен, вял или, напротив, возбужден. При этом страдает не только его поведение во время бодрствования, но и сам сон: перевозбудившийся от недосыпания ребенок с трудом засыпает, когда наступает время следующего сна. Это может создавать ложное впечатление, будто он не хочет спать и нуждается в сокращении сна. Всячески оберегайте сон ребенка. Укладывайте его спать днем столько раз, сколько предусмотрено режимом дня, соответствующим его возрасту.

Не затевайте с ним шумных веселых игр. Переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным. Не надо рассказывать перед сном новую сказку или историю, которая произведет на него сильное впечатление. Лучше посмотреть вместе с ним картинки или вспомнить уже знакомую сказку. Помните: возбужденный перед сном ребенок долго не может заснуть. Привычная обстановка, постоянная последовательность приготовлений: туалет, переодевание (так же, как и определенное время укладывания) помогают ребенку быстрее заснуть.

Для спокойного сна надо создать соответствующие условия. Нет необходимости приучать малыша спать при абсолютной тишине и в темноте. Малейший шум и свет в другой обстановке нарушат его сон. Однако ошибочно мнение, что ребенка надо приучать спать при ярком свете, включенном на полную громкость радио или телевизоре. Даже в тех случаях, когда дети внешне не реагируют на яркий свет или громкий звук, эти раздражители тем не менее действуют на мозг, и отдых становится неполноценным, во время сна маленьких детей можно вполголоса разговаривать, свет полностью не гасить, но позаботиться о том, чтобы он не падал на лицо малыша.

Не следует приучать ребенка засыпать при дополнительных воздействиях: укачивании, похлопывании и др. Сон является естественной потребностью организма, вызываемой утомлением в период бодрствования, и нет нужды приучать малыша к каким бы то ни было «снотворным» средствам. Если же малыш пассивен, недостаточно деятелен в часы, отводимые для игр, у него не возникает потребности в отдыхе, он медленнее засыпает и хуже спит.

Прогулка

Прогулка важна для ребенка не только потому, что в это время ребенок дышит свежим воздухом. Во время прогулки малыш познает окружающий мир.

Дети первого года жизни дневной сон и часть бодрствования проводят на улице. Свежий воздух способствует быстрому засыпанию младенца. Малыши в возрасте от 1 года до 1,5 лет еще с трудом передвигаются в теплой одежде. Поэтому в холодное время года они мало гуляют, а потребность в свежем воздухе удовлетворяется во время сна на балконе или на улице. После 1,5 лет дети гуляют два раза в день. Надо, чтобы во дворе, в сквере, в лесу они много двигались, учились преодолевать небольшие препятствия, общались со сверстниками. Различные игрушки: машины, санки (в зависимости от времени года), совки, лопатки, формочки, мячи, обручи, велосипед – помогут ребенку провести время интересно и весело.

 

Хорошего аппетита!

Залог того, что это пожелание сбудется – правильное кормление ребенка. У детей первого полугодия жизни обычно не возникает казусов с кормлением, если не нарушается режим. С 5–6 месяцев, когда врач назначает первый прикорм, кашу или пюре надо давать только с ложки, а не бутылочкой. Это поможет в дальнейшем (в 8–9 месяцев) перевести ребенка на так называемое «ползунковое» меню, приучить его к пище, более разнообразной по консистенции и вкусовым качествам. Если пищу ребенку дают через соску из бутылочки, у него задерживается развитие функций жевательного аппарата, образуется привычка принимать только жидкую пищу; попытка накормить его густой, если привычка укрепилась, может привести к рвоте. Ребенок в таком случае не получит полноценного питания, необходимого для его роста и развития.

Важно также вовремя приучить ребенка к пище, разной по вкусу. Это способствует развитию вкусовых ощущений и позволяет правильно составлять рацион ребенка. Если малыш неохотно ест новое блюдо или вовсе отказывается от него, не надо стараться подсластить пищу. Этим только поддерживается привычка к однообразной сладкой еде, и в дальнейшем кормить ребенка будет еще труднее. Лучше дать несколько ложек нового блюда в начале кормления, пока ребенок голоден, а потом докормить привычным.

Здоровые дети, если их правильно кормят, обычно едят с аппетитом. Если ребенок плохо ест, лучше пропустить одно кормление. Не следует прибегать к различным развлечениям, стараясь, как это делают иногда, незаметно вложить малышу лишнюю ложку каши. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, внимание ребенка должно быть сосредоточено только на еде. Ее вид и запах способствуют отделению пищеварительных соков, которые обеспечивают ее переваривание.

Нельзя кормить ребенка насильно. Отказ от пищи обычно имеет причины: он может быть вызван непривычной обстановкой, новым блюдом, возможно, малыш не успел проголодаться или нездоров. В любом случае не следует принуждать ребенка есть, так как это лишь вызовет у него протест и закрепит отрицательное отношение к еде. При этом маленький ребенок начинает бояться кормления, плакать, отворачиваться от ложки, а постарше ищет возможности спрятаться, чтобы избежать приема пищи. В таких случаях кормление может сопровождаться рвотой.

Для того чтобы поддержать у ребенка аппетит, надо прежде всего спокойно относиться к вполне естественным колебаниям в его поведении, не давать слишком больших порций, побуждать к проявлению активности. Самым маленьким подносить ложку ко рту, когда он открыт, а не вкладывать ее насильно, «пробиваясь» сквозь сомкнутые губы.

 

С 7—8 месяцев малыша приучают пить из чашки, придерживая ее вместе с ним; в 8–9 месяцев учат во время обеда «откусывать» хлеб.

Годовалый ребенок может брать чашку со стола и, удерживая ее, самостоятельно пить. В этом возрасте его начинают учить во время обеда пользоваться салфеткой, самостоятельно садиться за стол.

В первые месяцы жизни организм детей постепенно приспосабливается к окружающей обстановке и привыкает к определенному режиму. Это происходит по мере развития у них коры головного мозга путем приобретения рефлекса на определенное время.

Для детей необходимо составлять режим дня, включая в него: питание, туалет, закаливание, физические упражнения, массаж и игры.

 

Примерный режим для ребенка от 1,5 до 3 месяцев: кормление 7 раз в день через 3 часа; бодрствование 5 раз по 1,5 часа; сон днем 4 раза по 1,5 часа, ночью –10,5 часа.

С возрастом периоды бодрствования детей увеличиваются, поэтому в режим вносятся соответствующие изменения.

Примерный режим для ребенка 5–6 месяцев: кормление 5 раз в день через 4 часа; бодрствование 4 раза по 2 часа; сон днем 3 раза по 2 часа, а ночью –10 часов.

В 9–10-месячном возрасте длительность дневного сна сокращается до 4–3,5 часа, а суточного сна до 14–13,5 часа. Дети уже могут не спать до 2,5–3,5 часа подряд.

Дети старше 9–10 месяцев спят днем 2 раза и бодрствуют 3 раза.

При переходе с одного режима на другой ребенку обычно требуется несколько дней, чтобы привыкнуть к новому распорядку.

Во время бодрствования детям необходимы полноценное питание, хороший гигиенический уход и закаливание. Гимнастика, способствующая росту и образованию двигательных навыков ребенка, включается в режим 1-2 раза в первой половине дня.

 

У детей от 1 года до 3 лет режим несколько иной. Дети спят днем только 2 раза. С 1 года 2-3 месяцев они уже бодрствуют 3-4 часа подряд. Постепенно период бодрствования удлиняется, и в возрасте 1 года 8–10 месяцев дети могут бодрствовать подряд несколько (4,5–5) часов. Конечно, распределение часов сна в течение суток может меняться.

Дети от 1 года 2 месяцев до 1 года 10 месяцев должны спать всего 13–13,5 часа, из них 3–3,5 часа днем.

Дети 1,5 года могут спать днем 1 раз. Дети старше 1 года 8 месяцев могут активно бодрствовать без признаков утомления 5–5,5 часа, а более старшие дети –даже 6,5 часа.

Дети 2,5–3 лет спят по 12–12,5 часа, из них днем 2–2,5 часа.

Переводить ребенка с одного режима на другой необходимо постепенно, учитывая, что приспособление к новому режиму продолжается в течение нескольких дней. Воздушные ванны, обтирания водой, прогулки на свежем воздухе и другие формы закаливания укрепят организм малыша. Установленный индивидуальный режим ребенка необходимо соблюдать точно, но не формально. В отдельных случаях (при плохом самочувствии ребенка, повышенной раздражительности, болезни и т.п.) необходимо разумно отойти от принятого порядка и обязательно показать ребенка врачу.

Источник: http://www.parenting.ru