Как это быть одаренным ребенком 2013-01-15 18:19:40
Существует огромное количество различных методик, которые выявляют и развивают талант еще в раннем детском возрасте. Да, не факт, что ваш ребенок обязательно станет вторым Пикассо или Пушкиным, но при этом, он сможет научиться читать в возрасте двух лет и решать задачки для второго класса в возрасте четырех. Вопрос только в том, хочет ли этого сам маленький гений?
Первое место среди мам
Методики раннего развития очень быстро увлекают всех мам. Ведь, конечно же, каждая мама будет чувствовать огромную гордость, если ее малыш будет без проблем рисовать удивительные пейзажи на асфальте или бегло болтать по-английски в то время, когда его однокашники еще не совсем научились разговаривать даже на родном языке. Большинство родителей уверено в том, что если мозг ребенка способен как губка впитывать новую информацию, то загружать его нужно на все сто, а то и двести процентов. На сегодняшний день действительно существует огромное количество программ и развивающих методик. Так, обычные кубики некоторые родители меняют на кубики Зайцева. Эмоциональное общение с родителем меняют на огромный поток информации в виде разных терминов и понятий, которые абсолютно не соответствуют возрасту малыша. Здоровая детская игра заменяется познавательной деятельностью. В такой ситуации такая важная для малыша предметно-манипулятивная игра, суть которой в том, что вещи нужно перекладывать, открывать- закрывать, по ним стучать, их пачкать и переливать, заменяется процессом запоминания сложных понятий. Здесь возникает вопрос к родителям, в какой сфере ребенок будет использовать термин “параллелепипед” в дальнейшем, если, конечно же, сможет его запомнить?
Родители уверены в том, что ребенка просто необходимо научить читать и считать или говорить на английском языке даже тогда, когда у него еще не полностью сформировались навыки родной речи. Это в свою очередь может стать причиной развития различных логопедических сложностей, ведь из-за огромного количества информации внимание малыша очень быстро рассеется. В результате «спортивного состязания мам» по развитию различных талантов малыша, ребенок может оказаться в кабинете невропатолога или психолога с симптомами возбудимости, капризности, нежелания учиться или агрессии.
Для кого на самом деле были разработаны популярные методики развития
Стоит отметить, что большинство популярных сегодня развивающих методик «для юных гениев» были первично разработаны с целью коррекции детей, которые отстают в развитии. Над разработкой своего метода Мария Монтессоризанималась в школе для умственно отсталых детей, Гленн Доман создал методику гиперстимуляции одного из каналов восприятия под влиянием людей с органическими поражениями головного мозга.
Плюсы и минусы гениальности
Как правило, мамы расценивают одаренность малыша как прекрасную возможность похвастаться на детской площадке. В то время как ученые считают проблеск таланта некоторым генетически обусловленным отклонением от нормы развития. Конечно же, одаренные дети опережают других в интенсивности и степени восприятия окружающих событий и явлений. Они могут больше видеть, слышать и чувствовать в сравнении с остальными. Очень часто такую особенность восприятия одновременно сопровождает уязвимость и повышенная чувствительность. Так, одаренные дети часто имеют проблемы с самооценкой – они относят все происходящее на свой счет, болезненно воспринимают критику, социальную несправедливость. Одаренность бывает скрытой. Вспомните только Альберта Эйнштейна, который очень плохо учился в школе, Сальвадора Дали, которого выгнали из художественного училища, Билла Гейтса, который был «недоучкой», Тома Круза и Вупи Голдберг, которые страдали дислексией и не могли двух слов связать и многих других талантливых и гениальных людей. Как показало исследование американских ученых, у шестидесяти процентов выдающихся и знаменитых людей были значительные проблемы во время учебы в школе. В большинстве случаев одаренность затрудняет социализацию и адаптацию. Детки, которые в своем развитии опережают сверстников, предпочтение в общении отдают детям старшего возраста. При этом, они не могут стать лидерами, так как все еще отстают в физическом развитии.
В чем суть одаренности?
Одаренным принято считать ребенка, либо с уже яркими достижениями в определенном виде деятельности, либо ребенка с внутренними предпосылками к тем или иным достижениям. Научная литература называет несколько категорий одаренных детей:
- дети, имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта;
- дети, имеющие высокий уровень творческих способностей;
- дети, которые достигли успехов в каких-либо областях деятельности;
дети, которые хорошо обучаются в школе.
Основные способы распознания гения
Американскими психологами, работающими над феноменом детской одаренности, было выделено несколько наиболее явных особенностей, которые присущи талантливым детям.
- негативное отношение к школе из-за того, что их не интересует скучная для них учебная программа.
- ощущение одиночества из-за того, что им скучно играть в игры со своими сверстниками. Как результат – вынужденная изоляция.
- конфликтность из-за того, что малыши являются особенными среди стандартных детей.
- философичность. Как правило, юные гении с удовольствием рассуждают о таких понятиях как жизнь и смерть, загробная жизнь, религиозные символы.
- внутреннее и внешнее. Очень часто нет соответствия между физическим развитием одаренных детей и их интеллектуальным и социальным развитием.
- перфекционизм. Как правило, маленькие гении стараются сделать все идеально.
- низкий уровень самооценки. Из-за перфекционизма дети становятся очень требовательными к себе. Они очень критично относятся к собственным достижениям.
- отступ от реальности. В большинстве случаев одаренные дети ставят перед собой слишком высокие цели, которые не отвечают их реальным возможностям.
- сверхчувствительность. Данный тип детей очень восприимчив к сенсорным стимулам, что проявляется вгиперактивности.
Как правильно воспитывать маленького гения
Очень часто родители не могут заметить одаренность своего малыша. Но, при этом просто необходимо стараться рассмотреть личность, которая требует чуткого и уважительного отношения к себе. Именно это и является главным условием, способствующим самораскрытию талантов малыша. Для того, чтобы смогла сформироваться гармоничная личность нужно пространство, время и опора.
Пространство
Малышу очень важно ощущать свое место и порядок в доме. Старайтесь создавать меньше ограничений и запретов, сужающих рамки развития. В доме обязательно должно быть место для творчества. Ребенок обязательно должен играть красками, пластилином, карандашами. Следите за развитием мелкой моторики, стимуляцией развития восприятия и воображения, научите малыша смотреть на мир оригинально. Способствуйте тому, чтобы ребенок почаще “общался” с натуральными природными материалами, включая глину, песок, дерево. Постарайтесь узнать, что же на самом деле важно и интересно для вашего ребенка.
Время
Каждый человек отличается своим темпом и скоростью созревания. Не старайтесь форсировать эти процессы. Помните, что ваш ребёнок научится читать не тогда, когда захочется вам, а тогда, когда созреет необходимая для этого структура в его головном мозге. Не загружайте голову ребенка иностранными языками до шести лет, ведь это только заберет у него такое драгоценное время. Лучше потратьте это время то, чтобы он смог увидеть красоту родного языка. Для этого можно сочинять с ним сказки, описывать все, что вы видите. Это будет способствовать развитию его фантазии и описательной речи. Также можно слушать вместе музыку, петь, развивая при этом фонематический слух. Психологи рекомендуют терпеливо выслушивать детские новости, так как это способствует развитию у малыша чувства безопасности и понимания того, что его мнение имеет значение, как для вас, так и для всего окружающего мира.
Опора
Покажите ребенку, что вы будете поддерживать его в любой ситуации. Это будет способствовать развитию в нем собственной прочности и опоры, уверенности в себе и своих силах. Любите своего ребенка, несмотря на все его успехи и поражения.
Всегда помните высказывание американского психолога Леты Холлингзуорт о том, что человек, чье восприятие хронически опережает его возможности, всегда пребывает в состоянии стресса.
Источник: parenting.ru