Как часто вы читаете детям? 2013-02-18 10:23:21
Есть ли у вас в семье традиция читать книжку вслух? Как часто вы садитесь рядом с ребенком, чтоб прочитать ему сказку? Нам не хватает времени на собственных детей, и мы отдаем их телевизору или компьютерным играм. Мы думаем, что ребенок еще слишком мал, чтоб понять смысл рассказа и запомнить сюжет. И даже появилось мнение, что с распространением компьютерных технологий необходимость читать вообще отпадает.
С массированной атакой интернета и цифрового телевидения на нашу жизнь появился термин «клиповое сознание». Информация стала подаваться в более легкой форме, в картинках, в комиксах, чтобы облегчить мозговую деятельность современного человека. Океан информации, обрушившийся на человека, нужно было донести до его сознания, а мозг, никогда не имевший привычки интенсивно функционировать, был просто не в состоянии его переработать. Как следствие, восприятие информации стало поверхностным, все новое принимается на веру, без анализа и критики.
Поток информации, мчащийся на человека, похож на струю воды из брандспойта – напиться нею невозможно. Картинки, слова, числа, факты, люди, мчатся мимо, подобно клипам на МузTV. А то, что волей случая задержится – превращается в мусор, потому что мозг не умеет сортировать, классифицировать информацию и пользоваться нею.
Как результат – дети не умеют думать и превращаются в управляемое стадо. И только родители могут заложить фундамент критического и философского мышления. А для этого необходимо уметь читать – медленно, вдумчиво, смакуя каждое слово.
Педагоги утверждают, что у ребенка, слушающего и читающего книги с малолетства, больше словарный запас, имеется богатое воображение и способность к наукам. И ждать, когда ребенок дорастет и станет понимать – глупо. Не надо недооценивать детский интеллект – они все понимают еще в пеленках, запоминают слова, ощущают эмоции, контактируют с родителями, ощущают их внимание. Лишь агукая, вы ограничиваете ребенка, не даете ему простора для развития.
Начиная с года, ребенок будет во всем вас копировать, том в числе и в манере держать книжку, листать страницы, рассматривать картинки. Самая первая литература – это короткие стихи и сказочки, с повторами, четким ритмом и красивыми рифмами. Читая ребенку стихи даже в таком несмышленом возрасте, вы значительно облегчаете ему дальнейшее запоминание стихов и текстов в школе, развиваете память и чувство ритма.
Для дошкольников нужны истории с уже более сложным сюжетом, состоящие из нескольких эпизодов. Важно у ребенка вызвать чувство сопереживания, неравнодушной оценки происходящего в сказке. В четыре года у ребенка начинает бурно работать воображение, а потому роль чтения, как метода получения разнообразной информации, трудно переоценить. Чтобы увлечь ребенка, превратите чтение из монотонного занятия в игру – распределите роли, сыграйте сценки по сказке, потом вместе с ребенком нарисуйте персонажей или вылепите из теста.
Мнения психологов – каким должен быть конец у детских сказок – разделились. Одни считают, что хэппи-энд необходим – у ребенка должно формироваться представление о мире, как месте спокойном и безопасном. А грустные финалы порождают в душе ребенка страхи и неуверенность. Поэтому приверженцы этой методики советуют самостоятельно переделывать истории с «плохим» концом в счастливые и жизнеутверждающие.
Другие психологи считают, что нельзя ребенка помещать в идеально-хороший мир. Рано или поздно он попадет в мир реальный, где зло иногда побеждает добро, и ребенок может растеряться, разочароваться и даже испугаться этого мира. Как раз грустные сказки – инструмент адаптации ребенка к реальной жизни. Они учат малыша различать добро и зло, а вы поможете ребенку сделать правильный выбор.
Чтение невозможно полноценно заменить ни одним другим занятием. Его влияние на развитие ребенка неоценимо. В ваших силах сделать так, чтоб ребенок полюбил книгу и искал в ней ответы на свои вопросы.
Елена Тиманова
Источник: Сhudesenka.ru