Самооценка ребенка. Ее формирование и развитие 2013-04-07 03:57:21
Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Неудивительно, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот абсолютно заурядные, но чрезмерно любящие себя люди зачастую добиваются высот исключительно потому, что внушают другим уважение и благоговение.
Самооценка ребенка формируется на протяжении всего периода взросления – и родителям необходимо знать, как именно это происходит, чтобы иметь возможность воздействовать на самооценку ребенка и, при необходимости, корректировать ее.
Значение самооценки в жизни человека
Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной. Обладатели завышенной самооценки переоценивают свои умения, что ведет к неадекватному восприятию себя и возможным проблемам. Обладатели адекватной самооценки обычно хорошо знают свои сильные и слабые стороны, поэтому могут вовремя их показать или скрыть. Такие люди относятся к себе с позитивом и открыты окружающему миру. Обладатели заниженной самооценки крайне негативно настроены к окружающим, страдают от недостатка уверенности в себе и уважения к собственной личности. Такие люди чувствуют себя слабыми, неспособными на какие-то подвиги и с недоверием относятся к окружающему миру.
Как видите, самооценка влияет практически на все сферы жизни и определяет уровень и качество жизни человека в целом. Конечно, самооценка способна меняться в течение жизни, но основы ее закладываются в раннем возрасте. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание с самых первых лет его жизни. Тем более, что наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают самые близкие ему люди.
Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте
Большинство дошкольников обладают завышенной самооценкой – и это считается абсолютно нормальным. Еще бы – малыша нежат, балуют, «сюсюкаются» с ним, а любое, даже самое малюсенькое достижение, воспринимается как настоящий подвиг. «Ты самый умный в группе!», «Ты такой сильный!», «Ты лучший на свете!» - вот какие фразы чаще всего слышит ребенок дошкольного возраста в любящей семье.
Естественно, он на самом деле начинает считать себя самым-самым, а самооценка ребенка взлетает до небес.
Формирование самооценки ребенка в раннем возрасте зависит еще и от того, что он еще не способен отделять свои действия от своей личности в целом. То есть, тот или иной поступок в сознании ребенка автоматически определяет его как личность. Это проявляется в такого рода мыслях: «Я убралась в комнате, я хорошая» или «Я разбил мячом окно – я плохой». Именно в связи с такой психологической особенностью дошкольников специалисты не рекомендуют родителям сравнивать своих детей с другими. Ведь если малыш сделал худший поступок, чем кто-то – значит, он в целом хуже другого ребенка! А такое осознание уже сильно влияет на формирование оценки у ребенка в раннем возрасте.
Как правило, в старшем дошкольном возрасте дети уже учатся отделять свои поступки от собственной личности в целом, давать верную оценку своим поступкам и самостоятельно контролировать свое поведение. В процессе формирования самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте важную роль играет общение с близкими родственниками. Именно взрослые формируют у ребенка систему ценностей с помощью своей реакции на то или иное его действие. Если ребенок ударил своего друга, а взрослые не сделали ему замечание и не заставили извиниться перед обиженным им человеком – он не будет считать, что сделал плохо. А если малыш нарисовал удачную картинку, а его не похвалили – это также наложит отпечаток на самооценку ребенка.
Формирование самооценки ребенка в младшем школьном возрасте
Придя в школу, ребенок начинает оцениваться не только родными, но и совершенно чужими ему людьми – учителями, одноклассниками и т.д. Постепенно самооценка ребенка все больше и больше приближается к реальной. Он начинает понимать, что, несмотря на наличие у него сильных сторон, он не является гением и не может требовать от других преклонения и восхищения.
Да, он хорошо решает задачи или прекрасно учит и читает стихи – но есть другие люди, которые тоже что-то делают очень хорошо. И нужно считаться с ними. Или другая ситуация: ребенок плохо бегает, зато прекрасно умеет обращаться с компьютером.
Как правило, самооценка ребенка в младшем школьном возрасте не совпадает с мнением о нем окружающих, что говорит о формировании у него собственного образа «Я». Кроме того, на самооценку ребенка в этот период влияет отношение к нему сверстников, уровень его успеваемости и отношение к нему учителей.
Формирование самооценки ребенка в подростковом возрасте
В подростковом возрасте самооценка ребенка полностью зависит от того, сколько у него друзей и насколько высок его авторитет в коллективе. Интенсивность общения со сверстниками участвует в формировании собственного «Я» у подростка. Самооценка ребенка – результат того, хотят ли с ним дружить, считают ли его авторитетом в коллективе, серьезно его воспринимают или смеются над ним.
Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку?
Чтобы самооценка ребенка была адекватной, а уровень его жизни достойным, достаточно придерживаться нескольких правил воспитания ребенка:
1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.
2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.
3. Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что он плохой, и Вы его больше не любите. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо»), но не допускайте общих оценок («ты плохой»).
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки ребенка лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.
5. Давайте ребенку только те задания, которые ему по силам. В противном случае самооценка ребенка резко упадет, несмотря на то, что он не смог выполнить задание (даже если оно реально не соответствует его возрасту). Также учитывайте индивидуальные особенности ребенка, предлагая ему то или иное задание. Пусть это задание будет ориентировано на его склонности, умения, способности, интересы. В этом случае малыш с большим удовольствием выполнит предложенное Вами задание, потому что будет чувствовать, что это ему по силам!
6. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, а самооценка ребенка будет адекватной.
7. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда..», «Ты постоянно..». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Смысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим?
8. Следите за своим тоном при общении с ребенком. Если Вы его хвалите – будьте доброжелательны. Если ругаете – говорите строгим тоном. Только следите за тем, чтобы переходы от одного тона к другому не были резкими. Нельзя ругать ребенка, а через 5 минут хвалить. Это очень важно для формирования самооценки ребенка.
9. Подавайте ребенку пример - пусть он видит, что ошибаться могут даже родители. Например: «Видишь, сегодня мама пересолила суп. Ну, ничего страшного, в следующий раз она сделает самый вкусный суп в мире!».
10. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь.
Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. Адекватная самооценка – путь к достойному уровню жизни!
Источник: Статья Posobie.info с использованием материалов www.mamam-papam.ru