Тайны детского рисунка 2013-05-14 15:34:36
Как известно слова составляют лишь 10 процентов информации, получаемой нами в общении друг с другом. Остальные 90 - составляет невербальная информация, а именно жесты, ритм дыхания, запах... Опытный психолог может определить характер человека только лишь по тому, как он ставит свои ботинки в коридоре. Наш почерк, походка, привычки, цветовые предпочтения - все это зеркало, в котором отражается наша сущность.
Психологи считают рисунок - одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо всем этом могут поведать детские художества. Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который надо научится грамотно читать.
Таинственное послание
В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства и в частности художественного изображения лежат идеи, выдвинутые Карлом Юнгом. Серьезный вклад в развитие этой области психологии сделали также Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. В нашей стране начало диагностики детского рисунка было положено еще В.М. Бехтеревым. В настоящее время тесты "Дом-Дерево-Человек", "Рисунок семьи", "Рисунок Человека", проводимые практически в любой школе - служат одним из важных источников получения информации о характере, ребенка, его страхах, душевном состоянии.
Как же понять рисунок? Зигмунд Фрейд три недели подряд изучал статую Моисея работы Микеланджело, измерял ее, делал наброски, а затем написал более двадцати страниц, излагая свои мысли и идеи по поводу этого произведения искусства и психического состояния скульптора. Конечно же современные родители не располагают таким количеством времени для столь пристального изучения творений своих чад. К тому же, если вы три недели подряд будете только и делать, что изучать рисунок, то кто же собственно будет кормить-поить-растить это самое чадо? Поэтому несколько простых советов:
- Для верного прочтения рисунка доверитесь своей интуиции, первому впечатлению или даже ощущению от рисунка. Какие чувства вызывает у вас рисунок? Радость, умиротворение, страх? Недаром знаменитый американский ученый и психолог, автор книги "Тайный мир рисунка (исцеление через искусство)" Грегг Ферс сказал "Чтобы стать настоящим терапевтом надо научиться думать сердцем, а не умом".
- Обратите внимание на цвета, которые использует в рисунке ваш малыш. Психолог и исследователь в области цветаМакс Люшер считает, что выбор цвета отражает не только психологические качества человека, но и состояние его здоровья. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
• темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
• зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
• красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
• желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
• фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
• коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательныеэмоции;
• черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
• серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Также важно колличество используемых цветов. 5-6 цветов говорит о нормальном уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Если ребенок использует простой карандаш при наличии цветных это можно трактовать, как сообщение о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Однако, дорогие родители, анализируя рисунок не стоит забывать об условиях в которых он создавался. Не уподобляйтесь психологу, определившему у мальчика наличие глубокой депрессии только потому что ребенок нарисовал картину черным цветом. Задав ребенку массу вопросов о его отношениях в семье, школе, с друзьями, незадачливый исследователь наконец догадался спросить , почему собственно он нарисовал картинку в исключительно в черных тонах. Мальчик простодушно ответил, что нашел в парте только черный мелок, а остальные мелки он забыл дома! Не желая получать выговор, он просто промолчал о своей забывчивости!
- Определите структуру рисунка. Кого ваш малыш нарисовал первым и самым большим? Вероятно к нему ребенок испытывает наибольшую привязанность, особенно если рядом он изобразил себя. Дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу персонаж. Изображение в профиль или спиной может свидетельствовать о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Иногда малыш может "забыть" нарисовать кого-то, особенно, если с этим кем-то он недавно поссорился.
Важную роль играет и то, чем заняты члены семьи на рисунке. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может сигнализировать о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные "комнаты", это может свидетельствовать о проблемах в общении.
Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему в ней попросту "нет места". Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.
- Манера изображения. Посмотрите внимательно на то, как нарисовано изображение. Итак, постоянные стирания и исправления говорят о повышенной тревожности ребенка. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным. Слабый нажим карандаша и плохо прорисованные детали рисунка - признак психологической неустойчивости и повышенной эмоциональности. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных.
Если все фигуры на рисунке нарисованы очень мелко и вся композиция смещена к краю листа, то возможно ваш малыш не слишком уверен в себе, чувствует себя слабым. Если малыш изображает себя в открытой позе, это говорит о его общительности, жизнерадостности, а закрытая поза о замкнутости.
Магия рисунка
С помощью рисунка можно не только диагностировать состояние вашего малыша, но и изменять его в лучшую сторону. Вот пример из книги Грегга Ферса "Тайный мир рисунка (исцеление через искусство)". "Девочка шести лет нарисовала, лежа в постели, хотя уже был полдень, одну из диснеевских зверюшек, одну, покинутую, всю в слезах. Для терапевта это был не "просто еще один рисунок", и она поинтересовалась у девочки - а почему зверек такой заплаканный? Девочка ответила, что он провинился, теперь остался один и с ним никто не хочет играть. Терапевт спросила ее: "Чем мы можем ему помочь?", и в ответ услышала: "Ничем!". Терапевт возразила, сказав девочке, что ей очень жаль зверька, попавшего в безвыходную ситуацию, и попросила ее подумать о том, как можно помочь одинокому зверьку. Наконец, они решили нарисовать вокруг других зверюшек и пригласить зверька поиграть с ними. И вскоре этот диснеевский персонаж повеселел, обретя компанию и радуясь вместе с друзьями.
Позже эта женщина-терапевт узнала от социального работника, что девочку накануне посетили родители и сказали ей, что смогут навестить ее не раньше следующих выходных, поскольку они не могли приезжать за сотню миль ежедневно. Девочке предстояло пробыть в одиночестве в больнице целых пять дней. Несомненно, нарисовав одинокого зверька, она выразила свое чувство покинутости. После общения с терапевтом девочка встала с постели, нашла себе друзей для игр, и позже видели, как она весело играет с ними. В данном случае рисунок был воспринят другим человеком в качестве значимого и достоверного средства коммуникации и помог этому человеку понять и облегчить стрессовую ситуацию. Сам процесс рисования был целителен и вернул ребенку веселое настроение".
Если малыш злится, обижен или просто грустит по непонятной причине, предложите ему нарисовать свою "беду". На листе бумаги может появится страшный бармалей или мышонок в норке, а может быть просто серые кляксы. Спросите у вашего ребенка, а чего хочет эта самая клякса? Возможно она стремится стать морем, волны которого рассекают шустрые рыбы, а дне стоят сундуки полные сокровищ. Пускай на другом листе ребенок изобразит процесс преображения. Грустная мышь может превратиться в принцессу, а страшное чудище - в салют из ирисок и одуванчиков. А это уже совсем другая сказка, другое настроение, другое отношение к себе и окружающему миру.
Источник: www.orange-elephant.ru