г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Поговорим о бережном отношении

Поговорим о бережном отношении 2014-10-07 15:42:58

Когда годовалый ребенок рушит башню из кубиков, в нем говорит не агрессия, а желание понять логическую закономерность: что будет, если опрокинуть или сломать постройку. Но становясь старше, дети осознают поступки и вкладывают смысл во все свои действия, поэтому важно, чтобы родители направляли их в правильную сторону. Один из таких векторов – стремление к тому, чтобы ребенок вел себя бережно по отношению к природе, своим и чужим вещам и к чувствам окружающих. С помощью разговоров, мягких напоминаний и на собственном примере взрослые помогают детям расти в большом мире и думать не только о себе.

 

Ребенок и природа: как привить внимательное отношение к окружающей среде?

  • не бросать мусор на дорогу во время прогулок, оставлять чистой площадку после пикника; - акцентировать, что порядок в доме и чистота на улице – это красиво;
  • принять семейное участие в социальной акции "Город без мусора", общественном субботнике или посадке деревьев; - посадить семена и ежедневно поливать их, чтобы вместе вырастить цветы;
  • привлекать детей к заботе о домашних животных: дошкольник вполне может наливать питомцу воду и насыпать сухой корм, а школьник – расчесывать шерсть или выгуливать животное;
  • экономно расходовать электричество и воду. Показать, как пускать несильную струю воды во время умывания и сколько воды достаточно для того, чтобы принять ванну. Рассказать о том, для чего в доме используются энергосберегающие лампы и почему нужно выключать свет, выходя из комнаты;
  • показать, как сортировать мусор, чтобы в будущем его могли переработать. Обращать внимание ребенка на купленные товары, на которых есть пометка, что они сделаны из переработанной бумаги или пластика;
  • смастерить скворечник и кормушку, в холодное время года подкармливать птиц и белок в парке.


Ребенок и другие люди: как развивать эмпатию?

  • не смеяться над внешними недостатками людей и объяснить, что не нужно делать это за компанию со сверстниками;
  • показать, как успокоить человека, когда тот расстроен или плачет;
  • тихо разговаривать и заниматься спокойной игрой, когда кто-то из членов семьи отдыхает или спит;
  • привлекать ребенка к посильной помощи в уходе за младшими братьями и сестрами;
  • пояснять малышу чувства других: когда человека толкают, ему больно; когда с тобой грубо разговаривают – это неприятно и обидно. Это поможет ребенку озвучивать свои эмоции и понимать, что происходит с другими;
  • научить уступать: пропускать на кассе магазина семью с плачущим младенцем, уступать место в общественном транспорте пожилым людям;
  • хвалить за добрые дела: "Как хорошо, что ты придержал дверь для мамы с коляской. Это очень вежливо с твоей стороны";
  • обращать внимание детей на общественные призывы в связи со сложными жизненными ситуациями и подумать, что вы можете сделать: купить детское питание в дом ребенка, перечислить средства в фонд помощи пострадавшим от несчастных случаев, отнести одежду и игрушки в социальное учреждение;
  • объяснять, почему некоторые люди могут стать бездомными, и почему бывает, что кто-то ведет себя экспрессивно в общественных местах в силу проблем со здоровьем: с этими людьми все равно нужно быть вежливым и аккуратным.


Ребенок и вещи: как ценить свое и чужое?

  • не ломать то, что построил другой человек: не растаптывать куличик в песочнице, не портить чужую поделку, не разбирать дом из веток, даже если хозяина шалаша нет рядом;
  • не спешить заменять потерянную по неаккуратности или намеренно испорченную вещь (мобильный телефон или куклу, постриженную в азарте игры в парикмахерскую) точно такой же новой вещью;
  • подклеивать порванные страницы в книге, чинить сломанные игрушки;
  • объяснять, что, когда игрушку бросают, она ломается, и с ней невозможно играть дальше, зато, если спокойно класть ее на место, игрушка остается целой, а вот бросать лучше мяч;
  • учить организовывать свои вещи, чтобы знать, где их искать;
  • объяснить, почему нельзя портить окружающую действительность: не разрисовывать столик в самолете, не пачкать следами от обуви сиденье в транспорте, не обламывать ветки деревьев;
  • рассказывать, откуда берутся вещи: булочки пекут на хлебозаводе, книги печатают в издательстве, картины рисует художник и т.д. Предложите создать что-то вместе: испечь хлеб или нарисовать и склеить самодельную книгу. Затраченные усилия помогут ребенку понять, что в каждую созданную на свете вещь вложены человеческий труд, время и душа.

Лена Чарлин

фото: belmama.ru

Источник: www.ya-roditel.ru