г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Воспитание сказкой

Воспитание сказкой 2014-02-19 14:36:25

– Ума не приложу, что делать: в садике на него жалуются, дома тоже не слушается, в детской комнате точно Мамай прошелся...

– А моя такая капризная стала! По поводу и без – в слезы, с младшим вечно скандалит: телевизор "поделить" не может…

Привычная тема родительских разговоров, не правда ли? И в самом деле, что же делать со странностями поведения ребенка? Может провести назидательную беседу, наказать, лишив просмотра любимого "Лунтика", или пообещать подарок в надежде на исправление? А может просто рассказать сказку, как советуют психологи? 

К сведению скептиков: сказкотерапия в возрасте от 3 до 10 лет – это доказано продуктивная педагогическая практика, а не досужее времяпрепровождение, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что психика маленького человека развивается и проявляет себя по определенным схемам, которые складываются на бессознательном уровне. На них далеко не всегда можно влиять прямолинейно, используя "взрослые" инструменты воздействия, но зато они достаточно легко корректируются ассоциативными формулами – сказками. Попробуйте быстро и доходчиво, без негативных (пугающих) оттенков объяснить ребенку, почему важна дружба и взаимопомощь. Проблематично подобрать понятные ему аргументы? А вот если рассказать "Терем-теремок", то он играючи "запишет на подкорку" азбуку общежития.

Тоже касается и любых других поведенческих моделей, переданных с помощью сказок. Взять хотя бы "Трех поросят" или "Колобка". На этих незамысловатых историях, так любимых малышами, можно разъяснить очень серьезные понятия: тут вам и наглядная иллюстрация, как коварна бывает беспечность (веселиться как Ниф-Ниф с Нуф-Нуфом, конечно, здорово, но о деле забывать никак нельзя), и мысль о том, как важен надежный дом, семья. Можно, придумав вместе разные варианты развитие действия, "прописать" даже целую стратегию борьбы с опасным противником: с одним нужна сила, с другим – хитрость, с третьим – осторожность и предусмотрительность, с пятым – без помощи друзей не обойтись…

Сказки прекрасно помогают детям и в столь серьезном для них вопросе – осознание самого себя как представителя пола. Мальчишечьи сюжеты (с Героем) помогают проиграть мужские стратегии поведения, демонстрирующие силу духа, воли, твердость характера. Девчачьи (с Героиней) направлены на любовь, счастливое супружество, создание домашнего очага. А еще есть смешанные, в которых же равнозначны оба персонажа, и повествуют они о взаимоотношениях, гармонии мужественности и женственности. Впрочем, данная классификация, не значит, что истории надо подбирать в строгой зависимости от пола ребенка. В каждом человеке заложены оба начала и оба они одинаково значимы как для развития личности, так и для понимания партнеров по песочнице.

Вообще, это удивительная способность сказки – отражать реальность, рассматривать буквально любую ситуацию как будто под увеличительным стеклом, позволяя быстрее понять случившееся и найти выход. Дети, конечно, не анализируют, но чувствуют это. К тому же их фантазия, еще не ограниченная житейским опытом, помогает придумывать только счастливые (правильные) финалы.

Например, мальчик, которого все дразнят трусишкой, может представить собственную робость как самостоятельный персонаж – один из многих, участвующих в сказке. А раз к нему лично Робость теперь не имеет отношения, то с этим противным типом вполне можно научиться управляться. Говоря на языке психологии, происходит разотождествление, позволяющее избавиться от страхов, комплексов и измениться к лучшему, пусть и неосознанно.

Кстати, о плохих и хороших героях. Ребенку полезно познакомиться с добром и злом в их, так сказать, чистом виде, что в нашем весьма неоднозначном мире просто невозможно. Истории семерых козлят и серого волка, доктора Айболита и разбойника Бармалея дают прекрасный шанс узнать чистоту этических красок. А уж научиться разбираться в их оттенках – это задача будущего, решать которую придется всю жизнь.

Еще одна замечательная особенность сказки в том, что рассказчик волен выступать ее редактором. Речь, конечно, не об авторских, особенно стихотворных, произведения, а скорее о фольклоре, позволяющем в каждом конкретном случае вычеркнуть лишнее, вписать что-то важное. Наконец, волшебный мир, как ничто другое, связывает маленького слушателя со сказочником, которым пусть ненадолго становятся мама, папа, бабушка – не важно, кто именно. Они вступают с ребенком в веселый заговор, который на пользу обоим, хотя бы потому, что на это время взрослый освобождается от психологических штампов, а в маленьком слушателе умолкает бесенок противоречия и можно быть уверенным, что он все услышит и поймет. Ведь сейчас вы заняты общим делом: путешествуете где-то там, в тридевятом царстве, тридевятом государстве…

Как еще можно использовать сказку?

Детские психологи считают, что ей под силу даже определенная психологическая коррекция – мягкое изменение сиюминутного поведения ребенка в нужную сторону. Допустим, у вас никак не получается научить его быть опрятным. Попробуйте позвать на помощь… "Мойдодыра". Прочитайте историю вместе, чтобы видеть реакцию, но ни в коем случае не проводите прямых аналогий типа "это все про тебя, ты такой же неряха" и прочее, так как подобные педагогические приемы чаще побуждают к протесту, а не желанию исправиться. А вот спросить его мнения – приятно ли дружить с таким неопрятным мальчиком – было бы правильно. Нет, не хотел бы?! Интересно, почему? А когда он уже стал чистым?.. Ребенок сам все расскажет и сделает выводы. Закрепить их можно совместным походом в магазин за ярким пушистым полотенцем и красивой зубной щеткой. И пусть он выберет их самостоятельно!

Или такая, более сложная, ситуация. Отдыхаете вы на даче вместе с дочкой лет пяти (да возраст здесь значения особо и не имеет). Она с соседскими детьми как обычно играет во дворе, но в какой-то момент вы видите, как ребенок, нахохлившись, сидит в сторонке от компании. На вопрос что случилось, девочка отвечает, что ребята толкаются, кидаются песком, а ей это не нравится. "Почему ты им не сказала об этом или меня не позвала?" "Они меня не слушают, а ябедничать нехорошо". Наверное, сразу заострять внимание и не стоит, ведь, возможно, дети уже через пять минут снова будут играть, как ни в чем не бывало. Но если реакция дочки вас обеспокоила, то позже – найдя подходящий момент – расскажите ей сказку о петухе, которого похитила лиса, и коте, пришедшем на выручку. И обязательно подчеркните, что просить о помощи и ябедничать – вовсе не одно и то же. Да и у каждого случаются неприятности, с которыми не получается справиться самостоятельно. Для пущей убедительности и связки с реальностью, сказкотерапию можно подкрепить случаем из собственной жизни. Главное достичь того, чтобы ребенок не только правильно оценил происшедшее, но и почувствовал в вас друга, единомышленника, к которому, всегда можно и нужно обратиться за помощью.

Другая возможность сказкотерапии – спрогнозировать детское поведение в той или иной конкретной ситуации. Принцип применения методики тот же: предложить сказочный сюжет и внимательно послушать ребенка. Вас волнует, как отнесется чадо к появлению братика или сестренки? Придумайте для него историю про семейство матрешек. Жили, мол, они себе дружно – мама, папа, сыночек (дочка), а однажды мама-матрешка раскрылась и из нее появилась крошка-матрешка. Что будет дальше – поинтересуйтесь у первенца. Скажет, что детишкам-матрешкам теперь будет веселее, они вместе будут играть, пойдут в одну школу? Отлично! Ну а продолжение, в котором о средней матрешке все позабудут и она (он) от обиды уйдет куда глаза глядят должно насторожить. Придется сочинять новую историю, мягко пододвигая ребенка к хорошему концу.

А если сомневаетесь в собственных талантах сказочника, примите несколько советов психологов. Персонаж должен быть схож с "адресатом" по полу, возрасту, характеру, привычкам, может быть даже внешности. Как вариант: "Жила была хорошенькая рыженькая девочка, с милыми веснушками на носу. Очень любила она рисовать, а еще – играть со своим другом, плюшевым медвежонком". Теперь описываем проблемную ситуацию, но ненавязчиво, а в сказочной манере, обязательно указывая предполагаемую причину, акцентируя внимание на переживаниях самого героя/героини и окружающих. Дальше – ищем выход из положения. И непременно с помощью добрых волшебных существ! Главная задача "направить" гибкую детскую психику в нужно русло, убедить, что перемены, которых от него ждут, будут приятны ему самому. Конечно, получится это не сразу. Но ведь скоро только сказка сказывается…

Наталья Волхонская

Источник: ya-roditel.ru