г. Астана, угол Абая-Жубанова, переулок Минский, д.4 г. Астана, начало ул. Дулыга, 25 (начало Кенесары)

Как привлечь ребенка к участию в домашних делах

Как привлечь ребенка к участию в домашних делах 2015-02-15 07:21:05

Несмотря на большое количество литературы по воспитанию, многие родители все еще недооценивают, насколько важно ребенку иметь домашние обязанности. Одни родители пытаются оградить маленьких помощников от любых дел, считая, что таким образом продлевают им детство. Другим кажется, что их дети слишком малы для того, чтобы выполнять какую-то работу по дому или, что своей помощью они доставят много хлопот. Такое отношение взрослых формирует у ребенка чувство неуверенности в себе. В итоге он перестанет предлагать свою помощь, а когда родители сочтут его достаточно взрослым и попытаются привлечь к домашним делам, не захочет в них участвовать.

По мнению специалистов, дети, которые регулярно выполняют домашние обязанности, лучше учатся в школе, более дисциплинированы и легко налаживают контакты с учителями и одноклассниками. Их сверстники, выключенные из круга семейных дел, требуют особого отношения к себе. Часто им трудно справиться с ответственностью за других членов своей семьи.

Некоторые родители считают, что за выполнение домашних обязанностей ребенка следует материально поощрять. Но такой подход лишает его возможности испытать чувство гордости за вклад в общее дело. У ребенка формируется уверенность, что взрослые должны платить за все, что он делает. «Карманные» деньги детям следует давать независимо от выполнения домашних дел.

Детские обязанности – подбираем по возрасту

Приучая ребенка к работе по дому, следует учитывать его возраст:

  • В три-четыре года малыш может не только собрать свои игрушки, но и вместе с родителями участвовать в уборке дома, сервировке стола, раскладывании вещей по местам.
  • В пять-шесть лет ему по силам помочь в приготовлении пищи, самостоятельно сделать себе простой завтрак, сложить одежду, убрать постель и комнату, помочь вынести мусор, полить цветы, покормить домашнего питомца.
  • В семь-девять лет ребенок должен самостоятельно вставать утром и ложиться спать, помогать приносить покупки из магазина, содержать в порядке комнату и шкаф со своими вещами. Он может также убирать за домашними животными, кормить младших детей, вытирать пыль и пол, самостоятельно следить за своей одеждой.
  • Дети старше десяти лет способны самостоятельно и без напоминаний менять постельное белье, запускать стиральную машину, покупать продукты по списку, готовить салаты и сэндвичи для себя и членов семьи, помогать родителям с младшими братьями и сестрами (например, отводить в детский сад).

Как заинтересовать ребенка домашними делами

Психологи советуют родителям придерживаться следующих правил, которые помогут привить ребенку желание делать работу по дому:

  1. Родителям не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у детей есть и права.
  2. Отказ ребенка от домашних дел должен иметь последствия. При этом он сам выбирает, чего лишится за невыполненное задание.
  3. Родители могут вводить критерии оценки работы своего чада и устанавливать сроки ее выполнения.
  4. Детям нравится узнавать что-то новое, поэтому список дел для маленьких помощников можно периодически менять.
  5. Обязанности по дому должны соответствовать возрасту ребенка, не стоит нагружать малыша своими заботами и занимать домашней работой большую часть его свободного времени.
  6. Родители являются примером для своих детей, поэтому им также следует выполнять взятые на себя обязанности.
  7. Если ребенок охотно выполняет домашние поручения, найдите способ поощрения малыша. Это будет стимулировать его выполнять последующие задания.
  8. Детям интереснее выполнять свои обязанности, если они будут преподнесены в форме игры – соревнования с родителем.
  9. Учитывайте мнение ребенка – пусть он примет участие в составлении списка домашних дел и выберет те дела, которые ему нравятся.
  10. Не наказывайте домашними делами – дети не должны выполнять какую-либо работу в качестве наказания за провинность. Используйте в воспитании детей приемлемые способы наказания ребенка.
  11. Мягко указывайте на недостатки выполненной работы: критика формирует отвращение к домашним обязанностям.
  12. Если для выполнения задания ребенку может понадобиться помощь – будьте готовы подсказать, как и что нужно делать.
  13. Не прогоняйте ребенка, когда вы занимаетесь домашней работой – позвольте ему принять посильное участие. Например, подать продукты во время приготовления обеда или сложить выглаженное белье.

Наталья Литвинова

Источник: ya-roditel.ru