Как воспитывать детей: кнутом или пряником? 2015-05-08 14:38:43
Рождаясь, младенец является для окружающих эталоном чистоты и невинности. Но по мере взросления у него формируется самосознание, ребенок выражает свое мнение и свои желания (часто не совпадающие с мнением и желанием родителей), проявляет самостоятельность и порой шалит.
В стремлении воспитать свое чадо молодые родители интуитивно прибегают к методу кнута или пряника – действуют путем наказания или поощрения. За провинность ребенка наказывают физически – ставят в угол или запрещают смотреть мультики, гулять с друзьями и так далее. А за послушание и поведение, удовлетворяющее ожиданиям родителей, малыша поощряют сладостями, конфетами, походом в цирк или парк.
Так как же правильно воспитывать ребенка: кнутом ил пряником? Для этого рассмотрим подробнее каждый метод.
Метод кнута
К физическому воздействию на ребенка (шлепки, ремень, подзатыльник) в случае непослушания прибегают многие родители. Этим они хотят наказать его за невыполнение какого-либо указания или за проступок. Теоретически этот способ может быть достаточно действенным. Возможно, ваш отпрыск, пусть даже совсем маленький, перестанет совершать тот или иной нежелательный поступок, боясь боли, лишения и запретов.
Схема действия данного метода и его эффективность сопоставима со способом приучения котенка к туалету путем тыканья его носом в лоток, например, когда он справляет нужду в неположенном месте. Прибегая к методу физического наказания, вы фактически дрессируете ребенка. Но будет ли это положительно сказываться на его психике и поведении? Нет! Любые физические наказания негативно влияют на личность ребенка. В нем развивается ненависть, злоба, агрессия и недоверие по отношению к родителям. Малыш может стать подавленным, стеснительным, боязливым, замкнутым и неспособным выражать свое мнение.
Особенно нежелательно такое обращение с детьми чувствительными. Поэтому родителям важно научится договариваться с ребенком, а не воздействовать на него силой. Когда малыш что-либо делает не так, стоит предупредить его: «Ты будешь наказан, если не перестанешь толкать сестренку!». Ребенок будет предупрежден и задумается над своим поведением. Если же желаемого эффекта не последовало, можно прибегнуть к другим методам наказания (скажем, лишить его вечернего просмотра мультфильма), но ни в коем случае не наказывать физически – путем болевого воздействия. Помните, жестокое обращение с детьми недопустимо.
Такой подход предусматривает, что детей обязательно поощряют за желаемое поведение, заслуги, помощь или выполнение поручения. В этом случае важно не приучить ребенка делать что-то хорошее только за вознаграждение (шоколад, мультик и так далее). Важно гордится чадом и любить безо всяких причин. Такое отношение родителей к ребенку формирует доверие, любовь, высокую самооценку и, конечно, желание вести себя должным образом без расчета получить награду.
Однако, применяя только метод поощрения, воспитать гармоничную личность невозможно. Некоторые родители слишком опекают своего малыша, всячески балуют его и не наказывают за провинности. Такой ребенок может вырасти эгоистом, неспособным отвечать за свои поступки. Дети, привыкшие к постоянному потаканию и поощрениям, растут в ощущении полной безнаказанности. Кроме того, они практически лишены возможности мыслить и действовать самостоятельно, привыкнув к опеке и чрезмерной заботе родных и близких.
Золотая середина
Чтобы гармонично воспитывать своего малыша, не испортить его характер и не сломать в нем личность, детские психологи рекомендуют применять различные подходы. Конечно, необходимо поощрять ребенка, а за серьезные проступки придется прибегнуть к определенным (нефизическим) методам наказания. Но самое главное – найти золотую середину. Важно говорить с малышом, объясняя как можно и как нельзя себя вести в тех или иных ситуациях. Нужно уметь договариваться с ним и обязательно анализировать те или иные аспекты его поведения.
Не закрывайте глаза на нежелательное поведение и не воспринимайте как само собой разумеющиеся заслуги вашего ребенка. В зависимости от вашей реакции он делает вывод о том, что хорошо, а что плохо. Именно таким образом, постепенно, он выстроит собственную систему ценностей, основываясь на том, что прививают ему родители.
Юлия Киретова,
педагог-психолог
МБУ СОШ №26, д/с «Тополёк»,
г. Тольятти