Мамины хитрости: учим ребенка одеваться самостоятельно 2016-03-30 15:21:31
Поощрять в ребёнке самостоятельность можно и нужно. Когда ваш малыш стремится сам застегнуть курточку, надеть брюки, повязать шарф — не нужно ему препятствовать, и если у малыша что-то не получается, не нужно резко исправлять ошибки и, тем более, ругать. Просто мягко скажите, какие неточности он допустил, и ненавязчиво помогите одеться правильно. Резкая критика убивает самооценку и желание что-то делать самостоятельно. Чтобы процесс обучения был ещё эффективнее, можно превратить его в игру. Во время неё ребёнок освоит ключевые навыки самостоятельного решения многих бытовых вопросов, в том числе, одевания без посторонней помощи. Обязательно хвалите вашего малыша за достигнутые успехи и постепенно ставьте перед ним новые, более сложные задачи.
Психологи считают, что учить ребенка одеваться самостоятельно можно начинать с 3 лет.
По мнению психологов, начинать ребёнка учить самостоятельно одеваться можно с 3 лет. Молодым мамочкам нужно набраться терпения – процесс может занять несколько месяцев. Особенно придётся повозиться с мальчиками – как правило, девочки учатся одеваться быстрее и охотнее. Если вам кажется, что обучение уже слишком затянулось – не отчаивайтесь – вашему малышу просто нужно чуть больше времени.
Длительность обучения зависит от психологических, физических, эмоциональных и других факторов. Например, дети, которые получают гиперопеку со стороны взрослых, не особо стремятся к самостоятельности. Поэтому стоит подключить фантазию и придумать новые способы мотивации ребёнка к постижению бытовых навыков.
Очень важно вовремя обратить внимание на так называемый сенситивный период, который длится с 3 до 6 лет. Ребёнок в это время особенно стремится делать всё сам. Ни в коем случае не препятствуйте этому желанию – наоборот, всячески поощряйте его. Автор методики раннего развития и знаменитый педагог Мария Монтессори делит сенситивный период ребёнка в возрасте от 0 до 6 лет на несколько этапов:
- 0-6 лет – развитие речи;
- 0-3 года – начало восприятия порядка;
- 0-5,5 лет – сенсорное развитие;
- 1,5-6,5 лет – восприятие маленьких предметов;
- 1-4 года — развития движений и действий;
- 2,5-6 лет — развития социальных навыков.
Фразы, помогающие обучению ребёнка
Первое и самое главное правило – не одёргивать малыша, когда он стремится одеваться самостоятельно. Не ругайте и не критикуйте его зря. Естественно, что с первого раза у него может не получиться, но ничего страшного – получится с десятого. Вам нужно быть готовым к оторванным пуговицам, сломанным молниям, навыворот одетым штанам и кофтам — ни в коем случае не ругайте кроху, не кричите и не ворчите, лучше покажите, как надо правильно это делать! Иначе можно отбить желание у ребёнка учиться и пробовать ещё раз. Ваша поддержка здесь очень важна. Вот несколько фраз, которые подбодрят малыша:
- «Какой молодец! Ты сегодня очень быстро оделся!»
- «Ого! Ты так ловко застёгиваешь пуговицы! Научишь меня?»
- «Ты сегодня оделся очень аккуратно! Не могу налюбоваться!»
- «Не страшно, что пуговицы в этот раз немного неправильно застёгнуты. Когда я была маленькой, у меня тоже такое часто было».
- «Ты сегодня оделся сам, я тебе почти не помогала! Молодец!»
А фразы из серии «Вот ты растяпа, никак не можешь одеться нормально», — произносить ни в коем случае нельзя, иначе можно отбить у ребёнка желание проявлять самостоятельность не только в одевании, но и во всём остальном, так как он перестаёт верить в свои силы. Пробудить в нём желание делать что-то самому будет пробудить гораздо сложнее.
Как сделать процесс обучения эффективнее
К процессу организации обучения нужно подойти очень ответственно. На одевание нужно уделить минимум полчаса, собираясь на прогулку или в детский садик. Этого времени достаточно для того, чтобы ребёнок мог потренироваться, и одновременно вы никуда не опоздаете.
Терпеливо объясните, где у вещи спина, а где перед, что такое изнанка у одежды. Повторять эту информацию придётся не один раз. Чтобы ребёнок легче запоминал, сначала выбирайте вещи, в которых сразу понятно, где передняя и задняя сторона. Со сложными застёжками и обувью со шнурками стоит подождать (обувь можно для начала выбрать на липучках, а лишь потом стоит переходить к шнуркам).
Если ребёнок просит помочь – не отказывайте. Ваш отказ заставляет малыша чувствовать себя беспомощным, и он теряет уверенность в себе. Поэтому лучше помочь, но ненавязчиво. Например, помогите засунуть ноги в разные штанины, а натягивает и застёгивает их ребёнок пусть сам. Это не только не повредит, но и поможет процессу обучения. А лучше старайтесь покупать ту одежду, которую ребёнок сможет без труда надеть сам.
Вспомогательные игры
- Одеться наперегонки. Устройте с малышом соревнование, кто быстрее оденется, и назначьте приз. Поддаваться стоит, но не слишком сильно, чтобы ребёнку было интереснее.
- Одеть любимую куклу. Пусть ребёнок оденет любимую игрушку также, как одевается сам.
- Нарисовать наряды. Можно нарисовать вместе с ребёнком одежду, которая ему нравится.
- Установить рекорд. Купите песочные часы и скажите ребёнку, чтобы он постарался одеться, пока весь песок не высыплется. Сначала это может быт 10 минут, потом 5 минут, потом 3 минуты. Каждый рекорд хвалите и поощряйте.
- Игры с переодеванием. Можно устроить домашний модный показ или попросить ребёнка нарядиться любимым сказочным персонажем. В процессе игры малыш постепенно будет приобретать навыки самостоятельного одевания.
- Игры на развитие мелкой моторики. Приобретите игрушки, где что-нибудь нужно зашнуровывать, собирать, нанизывать. Например, пластилин, конструктор, набор «сделай украшение сам» (все эти игры развивают умения ребенка владеть своими пальчиками).
Стоит ли развивать послушание? Мнение психолога Раиля Кашапова:
«Часто родители, добиваясь послушания, думают, что они решили проблему. Конечно, можно сделать детей послушными, но при этом они будут закомплексованными, боязливыми, с глубоким чувством вины и внутреннего страдания. Воспитать здорового, психически уравновешенного ребенка труднее, чем просто послушного, но забитого и с комплексами, на фоне которого этот счастливый ребенок может показаться не очень воспитанным».
Воспитать спокойного, уравновешенного и уверенного в себе ребёнка сложнее, чем забитого и закомплексованного. Но спокойный и уверенный в себе ребёнок гораздо счастливее чересчур послушного и покладистого, пусть на его фоне он часто выглядит менее воспитанным.
Источник: http://razvitie-krohi.ru