Как понять, что ребенок готов к школе? 2016-05-15 19:18:23
Начало учебы в школе – это важный и ответственный этап в развитии каждого ребенка. Меняется не просто учреждение, которое он посещает (если до этого он ходил в детский сад), хотя и смена привычной обстановки очень сильно влияет на малыша. Теперь его окружают незнакомые люди, перед ним ставятся совершенно новые задачи и к нему предъявляются другие требования. Недаром психологи называют этот период «кризисом семи лет». Ведь на такую нагрузку ребенок может реагировать по-разному, и часто возникает негативное поведение. Особенно такое случается, когда он психологически или физически оказывается не готов к переменам.
Понять, насколько ребенок готов к обучению в школе, не будет ли нагрузка для него слишком тяжелой, а новая обстановка слишком стрессовой, можно с помощью так называемой оценкипсихосоциальной зрелости, о которой мы расскажем ниже. И хоть обычно этими тестами пользуются специалисты, провести их могут и сами родители, чтобы выявить слабые стороны ребенка и «подтянуть» его за лето.
Как определить уровень психосоциальной зрелости ребенка?
Во многих школах перед тем, как записать ребенка в первый класс, с ним знакомится школьный психолог и проводит тестовую беседу, предложенную С. А. Банковым. Он задает ребенку ряд вопросов, таких как: «Назови свои фамилию, имя, отчество», «Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?» или «Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?» За каждый ответ присуждается определенное количество баллов, которые потом суммируются. В процессе такой беседы специалист получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье.
Следует отметить, что по результатам тестовой беседы школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим методикам общего обследования ребенка на школьную зрелость. Чаще всего, для этого используется несколько тестов, определяющих, помимо психосоциальной зрелости, наличие знаний об окружающем мире, уровень восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, речи, уровень умственной трудоспособности и способности к произвольным действиям.
Примером таких методик могут быть следующие:
1. Имитация написанного текста (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А.Керна и И.Ирасека).
Ребенку дается лист бумаги с написанным коротким предложением и предлагается написать на другом листе то же самое. При этом оценивается не то, как дошкольник умеет писать (этого от него не требуют), а насколько он может выполнять не очень интересное задание, копируя предложенные слова. В процессе обучения в школе детям приходится выполнять не всегда интересную для них работу. Чтобы это было возможно, у ребенка должны быть достаточно хорошо развиты волевые качества. Проверить уровень их развития как раз и помогают такие задания на подражание образцу.
Также в процессе выполнения таких заданий выявляется, насколько хорошо развита тонкая моторика кисти рук и двигательная координация. Это очень важные показатели того, как ребенок в дальнейшем будет овладевать письмом, а также способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом.
2. Методики оценки развития мышления и речи.
Одна из таких методик заключается в том, что психолог называет ребенку несколько несложных слов в единственном числе и просит назвать их форму множественного числа.
Выполнение этих заданий позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Дети, допустившие много ошибок, нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Недостаточный уровень развития речи может сказаться не только на трудностях в усвоении новой информации, но и на общении ребенка со сверстниками, которые могут обращать внимание, высмеивать ошибки в его речи.
3. Методика «Умозаключения» (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)
Ребенку предлагают выбрать пару к слову по аналогии с образцовой парой слов. Например, подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Выбрать пару предлагается из нескольких данных слов («сорняк», «роса», «садик», «цветок», «земля»).
С помощью этой методики оценивается способность дошкольника делать умозаключения в соответствии с образцом, то есть уровень развития словесно-логического мышления. Выясняется, видит ли он логические связи и отношения между понятиями, может ли выделить существенные признаки вещей и использовать эти признаки для умозаключений. В каждом последующем задании основной признак меняется, и, основываясь на закономерности из предыдущего задания, ребенок будет ошибаться. При оценке результата теста также учитывается, насколько быстро дошкольник начал самостоятельно и без помощи психолога давать правильные ответы. Это говорит о том, насколько быстро впоследствии ребенок будет овладевать знаниями.
Помимо использования тестов, психолог может оценивать психосоциальную зрелость ребенка и в процессе наблюдения за его поведением: быстротой реакций, сомнениями или уверенностью в своих ответах, проявлениями тревоги, включенностью в процесс решения задач, утомляемостью, эмоциональным состоянием. Отмечается, понимает ли ребенок важность ситуации поступления в школу в целом. При этом лучше всего, когда он чувствует серьезность этого шага, знает об изменениях, которые ждут его, но при этом не боится их и излишне не переживает, что может не попасть в школу.
Оценка психосоциальной зрелости ребенка происходит адекватно, когда все методики применяются в совокупности, и вывод делается по всем результатам и наблюдениям в целом, так как каждая методика оценивает свой показатель, являющийся частью общей картины.
При этом важна и высокая компетентность психолога, проводящего тестирование. Низкие результаты тестирования могут говорить не только о том, что у ребенка недостаточный уровень школьной зрелости. Например, специалисту не удалось наладить контакт с ребенком, поэтому, даже зная верные ответы на вопросы, ребенок может отказаться на них отвечать или ответить неправильно из-за смущения и растерянности. Важно, чтобы психолог во время беседы создавал атмосферу доверия, подавал ему положительные, одобрительные оценки, независимо от успехов ребенка, подбадривал его.
Что делать после того, как вы узнали уровень психосоциальной зрелости своего ребенка?
По результатам обследования обычно выделяют три уровня психосоциальной зрелости будущего ученика.
Высокий уровень говорит о том, что ребенок может справиться с обучением в любой школе, в том числе и с углубленным изучением определенных предметов. Однако, при обучении такого ребенка в обычной школе могут возникнуть проблемы с мотивацией, так как ему будут не интересны слишком простые для него задачи. При выборе специализированной школы очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и предпочтения.
Ребенку со средним уровнем зрелости будет уже тяжелее справиться с повышенной трудностью обучения, но при помощи родителей или репетиторов это возможно. Хотя здесь рекомендуется учитывать и состояние самого ребенка – нагрузки, находящиеся на грани его возможностей, могут вызвать как физические, так и психологические негативные последствия. Поэтому при среднем уровне школьной зрелости лучше всего отдавать ребенка в обычную школу, по крайней мере, на время начальных классов, а затем можно еще раз попробовать пройти экзамен в школу с повышенными требованиями.
При низком уровне психосоциальной зрелости дошкольнику будет тяжело осваивать новый материал, а это также может сказаться на мотивации к обучению и, в любом случае, вызовет дополнительный стресс. Лучше всего протестировать вашего сына или дочь за год или хотя бы полгода до планируемого поступления в школу.
Это даст вам запас времени на подготовку ребенка, если тесты покажут недостаточный уровень зрелости. Если же низкий уровень зрелости выявлен накануне начала обучения, необходимо еще раз пересмотреть свое решение отдавать ли его в школу в этом году или более основательно подготовить к следующему.
В случае если все же принято решение идти в школу, необходимо все оставшееся перед поступлением время посвятить интенсивной подготовке: расширять кругозор ребенка, стимулировать его общение со взрослыми и сверстниками, выстраивать график дня в соответствии со школьным расписанием. Также родителям нужно быть готовым к тому, что адаптация к школе может проходить долго и негативно сказываться на поведении ребенка и его отношениях со сверстниками или учителями. В этом случае важно относиться с пониманием и терпением, так как ребенку действительно тяжело справляться со всеми новыми задачами одновременно. А при отсутствии поддержки с вашей стороны он может просто не выдержать такой нагрузки.
Некоторые специалисты выделяют также очень низкий уровень зрелости, при котором рекомендуют отложить поступление в школу до следующего года и заниматься развитием особенно низких показателей в соответствии с оценкой психолога.
Психолог портала «Я-Родитель»,
Анастасия Вялых
Источник: ya-roditel.ru