Как ходить с ребенком в магазин без слез и истерик 2016-05-15 19:20:32
Детское «Купи!» вызывает у родителей разную реакцию. Кто-то начинает злиться на своего ребенка, называя его попрошайкой, и отказывается купить своему чаду даже какую-то мелочь, вполне доступную по цене, а кто-то, наоборот, готов пройтись с малышом по всем отделам магазина и вернуться домой с десятой машинкой, двадцатой куклой или целой охапкой вредных сладостей. Почему же реакция на одно и то же поведение ребенка такая различная? Почему кто-то боится отказать, а кто-то спокойно терпит истерики с криком, плачем и валянием на полу на глазах незнакомых людей? Можно ли ходить с ребенком в магазин без слез и раздражающих просьб «купи», и как объяснить малышу свой отказ?
Почему дети просят что-то купить?
Многие родители не понимают, почему их ребенок настойчиво, а порой и истерично, требует что-то купить в магазине, хотя дома у него полно игрушек и он вовсе не голоден. Оказывается, существует несколько ситуаций, которые провоцируют его на это. Детки еще не умеют справляться со своими эмоциями, поэтому неудивительно, если ребенок говорит «купи» когда:
-
родители очень долго что-то выбирают у одной витрины, а при этом прямо напротив ребенка находится что-то для него очень интересное, например, красивая коробочка со сладостями или блестящая новая машинка
-
мама или папа встречают в магазине знакомого, с которым начинают долго разговаривать, а малыш в это время увлеченно рассматривает то, что находится у него перед глазами
-
ребенок встречает в магазине своего друга или приятеля по садику, который в этот момент держит в руках только что купленный новый конструктор или киндер-сюрприз
-
вся семья идет в магазин, чтобы купить подарок кому-то, например, другому ребенку на день рождения
-
малыш видит, что в его присутствии его ровеснику делают подарок
Ситуации могут варьироваться, неизменно одно – ребенку в большинстве случаев либо скучно, либо обидно или завидно. Именно поэтому перед походом по магазинам нужно задуматься, а стоит ли лишний раз провоцировать свое чадо на истерику или стоит оставить его дома с бабушкой?
Выдержка против детской слабости
Некоторые мамы и папы считают, что ребенка нужно научить быть выдержанным, поэтому часто пытаются договориться с малышом. «Давай ты будешь хорошо себя вести неделю, тогда я куплю тебе эту машинку» - слыша такую фразу, ребенок действительно старается хорошо себя вести, день и ночь мечтая о той самой заветной игрушке. Но беда в том, что многие родители за чередой повседневных хлопот попросту забывают, что они что-то обещали, и в итоге неделя растягивается на две, а то и на месяц. Ребенок же столько терпеть не может, и в отместку за слишком длительное ожидание становится непослушным, капризным и вредным. Поэтому следите за собой: если вы действительно что-то пообещали, то старайтесь это выполнять.
Многие родители пытаются апеллировать к ответственности и совести ребенка, но используют при этом неправильный подход, еще больше усугубляя ситуацию.
Следующие фразы и все похожие на них на самом деле сильно обижают и расстраивают малыша, которому действительно трудно справиться со своими желаниями:
-
«Ты обещал, что ничего больше не будешь просить. Как я могу тебе верить, если ты не выполняешь свои обещания?»
-
«Что ты разнылся, как девочка! Подрастающий мужчина, а терпеть не умеешь!»
-
«Ты почему такой эгоист? Может, твоя сестра тоже хочет новую куклу, но она же молчит!»
-
«Ты ужасно невоспитанный! Воспитанные дети так себя не ведут».
-
«Когда будешь сам работать – тогда и купишь все, что захочешь».
-
«Ты почему такой жадный? Мы пришли выбирать подарок твоему брату, а не тебе, а ты просишь и для себя что-то».
Парадокс здесь кроется в том, что ребенок после подобных фраз действительно может перестать что-то просить, но такие слова не проходят для него бесследно: появляется обида, скрытность, стыд, что плохо сказывается на его самооценке.
Маленькие манипуляторы
Дети всегда внимательно наблюдают за поведением взрослых и очень быстро учатся извлекать из своих наблюдений выгоду. Например, когда мама очень застенчивая и ей становится стыдно, что ребенок устраивает истерику на людях, она быстро идет у него на поводу и покупает то, что он просит, лишь бы он скорее замолчал и не ставил ее в неловкое положение.
Малыш, увидев несколько раз такую реакцию матери, начинает манипулировать ею: плачет громче, заваливается на пол, топает ногами, потому что знает, что таким способом он безотказно получит желаемое.
Такое родительское поведение на самом деле приносит ребенку вред, поскольку вместо того, чтобы учиться добиваться своих целей правильными способами, малыш еще больше укрепляет свои навыки манипулирования. И в итоге он вырастает человеком, абсолютно не умеющим принимать отказы.
Как обойтись без истерик?
Постоянно покупать что-то ребенку неправильно, постоянно отказывать – тоже. Что же тогда делать? Если ваш ребенок настойчиво требует что-то купить в магазине, в первую очередь решите для себя, нужна эта вещь ребенку или нет. Если нужна и вы можете ее позволить – смело покупайте, а если нет – честно скажите об этом ребенку. И будьте готовы к тому, что придется выдержать истерику своего чада. Это и есть самое сложное – вам нужно быть твердым и не изменять своего решения. Ребенок, увидев, что ваше мнение не меняется даже после истерики, начнет искать другие, более достойные, способы получить желаемое.
Главное – быть решительным не только в отказе, но и в выполнении детской просьбы. Отвечайте четким «нет», если отказываете ребенку, но, если удовлетворяете его просьбу – делайте это также однозначно и четко.
Порой родителям просто не хватает времени на обдумывание решения о покупке той или иной вещи, поскольку их чадо просто не дает сосредоточиться, постоянно повторяя «купи, купи, купи!». В таком случае попробуйте взять небольшую «отсрочку». Фразы, которые помогут в таком случае:
-
«Давай мы сейчас купим все по списку, а потом посмотрим, сколько у нас денег останется и решим, можем ли мы позволить себе этот конструктор (куклу, машинку)!»
-
«Мне не очень нравится эта вещь, и я бы не очень хотела ее покупать. Может, ты мне расскажешь, почему тебе она так нравится, а я пока подумаю?»
-
«Давай мы пройдем по магазину и посмотрим на что-то еще? Здесь много всего интересного, и может быть найдется что-то лучше, чем эта вещь?»
Получив несколько минут времени на размышление, вы сможете решить для себя – покупать или нет, а затем уже озвучить свой вердикт ребенку. Ваша просьба подумать позволяет малышу почувствовать, что с его мнением считаются, а это порой оказывается куда важнее, чем сам факт покупки.
Юлия Шершакова
Источник: ya-roditel.ru