Как развить в ребенке аккуратность 2016-12-11 19:43:23
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок не пачкал одежду на прогулке, убирал свою комнату, был чистым и опрятным. Но как развить в ребенке аккуратность без принуждения, чтобы порядок в своем уголке и помощь родителям доставляла радость? И когда следует начинать?
К аккуратности стоит приучать... с рождения. Пусть малыш с самого начала привыкает, что его умывают "по утрам и вечерам", купают, вовремя меняют подгузник. Что он сухой, лежит на чистой проглаженной пеленке и не чихает от кружащейся в воздухе пыли. Если родители следят за чистотой и порядком в доме, то и ребенок с самого рождения будет привыкать к этому. Наглядный пример - самая лучшая возможность приучить к чему-то малыша. Если же вокруг навалена одежда, пол давно не мыт, а на полках скопилась пыль, то трудно будет объяснить ребенку, зачем ему нужно следить за собой и быть аккуратным.
Когда маленький помощник уже достаточно подрастет, можно начинать приучать его к уборке и помощи родителям. Только помните: в каждом возрасте у ребенка есть свои стимулы помогать и следить за порядком.
До 2 лет: Малыш еще с трудом держится на ногах, и его помощь в уборке сводится только к тому, чтобы подать вам игрушку или не противиться умыванию. При этом он не всегда может понимать смысл действия. В этом возрасте лучше всего использовать стишки и потешки, в которых рассказывается, что именно происходит. Дети легче воспринимают рифмованные простые слова.
При умывании:
Водичка, водичка, Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Заплетая косички, причесывая:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
От 2 до 3 лет: В этом возрасте у ребенка уже должен быть свой уголок с полочками и ящиками, куда малыш будет убирать игрушки. Лучше всего уборку представить в форме игры или сказки. Мол, куклы устали и хотят спать - кто же им поможет добраться до кроваток, если не добрый волшебник(ца). Большие куклы лягут в ящики, а маленькие игрушки заберутся на полки (при этом постарайтесь повесить полки так, чтобы ребенок мог до них дотянуться). Если ребенок не хочет класть маленькую игрушку на полку, а норовит засунуть ее в ящик - не мешайте ему. Это его пространство, и он должен научиться его осваивать.
От 3 до 4 лет: В этот период у детей появляется желание копировать взрослых. Если мама моет посуду, то и малыш лезет с тряпкой в раковину, если папа выносит ведро, то и ребенку надо тоже срочно выкинуть какую-нибудь бумажку. Постарайтесь поддержать рвение малыша - выделите ему небьющуюся кружку или дайте тряпочку для пыли. Не важно, что он разбрызгает воду по всей кухне или просто размажет пыль по полке. Главное - не переделывайте за ним его работу, а наоборот, похвалите.
От 4 лет: Ребенок уже достаточно самостоятельный, чтобы убирать за собой игрушки. У него появляется чувство красоты, поэтому он следит, чтобы его уголок выглядел опрятно. Главное для родителей - не вторгаться в его личное пространство, иначе слез и криков не оберешься. Лучше всего заранее предупредить, что "через 10 минут пора ложиться" или "скоро идем гулять", чтобы у него было время доиграть и убрать за собой. В этом возрасте уже можно давать поручения - вытереть пыль, полить цветы, протереть стол. Старайтесь поручать ребенку разные дела - во-первых, малыши устают от однообразия, а во-вторых - чем больше действий они освоят, тем лучшими помощниками станут.
Осторожно, кризис! Если в три года ребенок перестал вас слушаться и превратился в буяна и капризулю, не стоит паниковать. Подобный кризис трех лет проходят 99% детей. Защита своего "Я", своей самостоятельности, противопоставление себя взрослым, отказ от помощи - в этот период следует поддержать самостоятельность ребенка, свободу его выбора (в разумных пределах). Если родители смогут увидеть в малыше самостоятельного человека, прислушаться к его мнению и сквозь пальцы смотреть на грубость и капризы, то все закончится к радости обеих сторон. Помните, ваш малыш ведет себя плохо не потому, что он плохой, а потому, что иначе не может.
Приучая детей к аккуратности и давая им поручения, помните, что следует избегать:
- однообразия - если ребенок выполняет все время одно и то же, то ничему другому он не научится;
- выполнения заново уже сделанной малышом работы - это воспринимается как недоверие, ребенок перестает верить в свои силы;
- скучных поручений;
- контроля и комментариев - по поводу разбитой кружки или пролитого супа; если у малыша что-то не получается - поддержите его, ведь никакое умение не приходит сразу;
- принуждения - ребенок и так рад вам помочь, особенно, если превратить поручение в игру или совместную работу, поэтому нет необходимости требовать от него помощи или немедленной уборки, потому что "нельзя быть таким грязнулей" и "ты уже большой - пора помогать родителям".