Фобии и страхи у детей — как могут помочь родители? 2019-09-04 12:01:00
Страх — базовая эмоция, которая сопровождает человека всю его жизнь. Страх предупреждает нас о грозящей опасности, позволяя к ней приспособиться или свидетельствуя о том, что мы не готовы к той или иной ситуации. «Ничего я не боюсь!» — говорит ребенок, но произносит эти слова только как заклинание. Фобия — это тревога, более точно, чем страх, направленная на определенный объект или ситуацию.
Все дети боятся, и страхи развиваются вместе с самими детьми. Сильно боится ребенок или просто побаивается, безотчетно или нет — ни при каких обстоятельствах над ним не надо смеяться.
Не бывает детства без страха. Важно, чтобы ребенок набирался опыта, учился преодолевать страх: именно этот опыт поможет ему обрести веру в себя и стать смелым.
Страхи эволюционируют по мере развития ребенка. Самое большое значение они имеют тогда, когда ребенку надо самоутвердиться или выразить протест. Когда малыш учится обуздывать свою агрессивность, управлять ею, он переносит неосознанную часть своих страхов на воображаемых чудовищ и колдуний или на животных.
Эти воображаемые существа наделяются также родительскими чертами, потому что ребенок боится гнева родителей.
Важно отличать страхи, связанные с пережитыми ребенком в реальности и травмировавшими его событиями, от более свойственных детям страхов и фобий, источником которых являются фантазмы и события вымышленные. Ужасающие образы реальности, воплощенные в таких страхах и фобиях, носят символический характер.
Если малыш боится волка, за образом этого страшного зверя для него может стоять образ отца. Волк — это символическое воплощение оральной агрессии*. За боязнью волка прячется боязнь родительской расправы: вдруг, наказывая, его растерзают. В колдунье очень легко увидеть негативный образ матери, но надо отчетливо понимать, что истоки страха ребенка перед колдуньей лежат в вытесненной, подавленной тревожности, а вовсе не в поведении реальной мамы.
Фобии, напротив, могут быть для ребенка способом выбросить во внешний мир негативные аспекты его фантазмов, чтобы оставить в своем внутреннем мире только доброе и светлое.
Следовательно, самые обычные, заурядные, общие для всех ребятишек страхи помогают каждому из них противостоять обостряющимся внутренним конфликтам.
• Любой страх, даже не патологический, — это призыв ребенка к родителям: будьте со мной, успокойте меня.
• Стало быть, поведение матери и отца, в немалой степени причастных к детским страхам, может либо способствовать их закреплению, либо наоборот — страхи чаще всего преходящи.
• Каких животных боится ребенок, зависит от его возраста: двух-трехлетние малыши испытывают страх перед большими животными, а мелких — скажем, насекомых — опасаются дети постарше, лет с четырех-пяти.
Ребенок боится всего, что ему незнакомо.
Прежде всех других страхов у детей возникает страх перед незнакомыми людьми, который называют «боязнью чужаков»**.
Этот страх возникает в восемь-десять месяцев и может продолжаться в течение всего второго года жизни ребенка. Здесь речь идет о структурирующем моменте развития, ибо малыш отделяет таким образом «своих» (тех, с кем ему спокойно) от всех остальных людей.
• Не нужно в этот период настаивать на встречах ребенка с незнакомыми ему людьми. А если приходится приглашать для присмотра и ухода за сыном или дочерью новых людей, дайте малышу время к ним привыкнуть.
• Если заставлять ребенка в это время встречаться с новыми людьми, позднее у него может развиться социофобия***.
• Наберитесь терпения: то, что ваш ребенок прячется, когда ему говорят «здравствуй», вовсе не означает, что он вырастет асоциальным**** или невежливым.
• Страх перед чужими людьми — не патология. Стоит задуматься только в том случае, когда ребенок не выносит появления в своей жизни никаких новых людей.
• Тем не менее на этой стадии развития нет необходимости избегать даже короткой разлуки с малышом: у него так или иначе появится необходимость привыкнуть к незнакомцам, которых вы к нему приведете.
• Если ваш ребенок, подрастая, все еще побаивается незнакомых людей, это вполне нормально.
• Куда больше должна тревожить родителей излишняя фамильярность по отношению к таким людям.
Боязнь темноты
Многие дети опасаются минуты, когда их станут укладывать спать, потому что боятся темноты. Вам может показаться, что ребенок просто капризничает, но на самом деле тут настоящий страх. Ночью, в темноте, ребенок теряет привычные ориентиры. Боязнь темноты возникает довольно рано, около двух лет, и может продолжаться до пяти. Этот страх сродни страху перед разлукой.
• Чаще всего удается успокоить малыша, включив ночник или оставив приоткрытой дверь в коридор, где горит свет. И не надо забывать о роли спальной игрушки, дуду.
• Бывают полезны принятые в семье ритуалы укладывания, приготовления ко сну. Приласкайте ребенка, расскажите ему что-нибудь, что поможет разогнать страхи.
• Ни в коем случае нельзя пытаться избавить малыша от страха, вынуждая его находиться в ситуации, которая вызывает этот страх, «пока не привыкнет», — например, закрывать дверь его комнаты, чтобы он привыкал к темноте. Дело не только в том, что это негодная терапия: подобный способ решить проблему, даже в том случае, если страх уйдет, может породить другие расстройства поведения.
Чудовища и призраки
В полной темноте или в полутьме, в сумерках, привычные предметы приобретают устрашающие формы — так появляются чудовища и призраки.
Ребенок переносит свою тревогу, свои страхи на персонажей, которые являются плодом его воображения (см. «Фантазии/Реальность»).
Воображение ребенка, такое творческое днем, с наступлением сумерек и в подходящей обстановке играет с ним злые шутки. Не вступайте в игру, но:
• не смейтесь над его страхами — скажите малышу, что вам понятно, почему он боится, только ведь на самом деле ни чудовищ, ни призраков не существует, — и не ищите их ни под кроватью, ни в шкафу;
• не торопите ребенка, не заставляйте быть смелым — дайте ему время;
• не вынуждайте малыша к признанию, что он боится: в том возрасте, когда ребенок хочет казаться самым сильным и самым храбрым, это довольно унизительно;
• помните, что сравнения могут его задеть, не говорите: «Вот твоя сестра спокойно засыпала в темноте».
Почаще вспоминайте, что страхи полезны, — естественно, речь тут не об истинных фобиях, а о порожденных воображением страхах, от которых можно избавиться с помощью того же воображения.
На следующий день ваш ребенок может рассказать вам, как он представляет себе чудовищ, а вы можете рассказывать ему сказки, цель которых — помочь малышу преодолеть страх.
То, что вы готовы выслушать, какие воображаемые чудовища тревожат вашего ребенка, означает, что вы их не боитесь. Отсутствие у вас страха успокоит малыша быстрее и подействует лучше, чем слова: «Смотри, какой я сильный, я убью всех чудовищ или воров, если они посмеют явиться в дом!»
Страхи пяти-шестилетних детей
• По мере того как ребенок растет, его страхи все чаще переносятся на реальные объекты — так, например, он начинает бояться собак.
Если навязчивая боязнь животных со временем не проходит, она может восприниматься как симптом, но у маленьких детей эта боязнь чаще эволюционирует вместе с развитием ребенка. Страх перед собаками может быть паническим*****.
Если ребенок боится собак и вдруг завидит на тротуаре пса, он может броситься через улицу не глядя — будьте внимательны, предупреждайте такую возможность.
• Малыш, страдающий фобией, сможет символически умерить свой страх, если, например, выберет в качестве дуду игрушечную собачку.
• Каждый раз, когда ребенку удается доказать себе и окружающим, что он способен преодолеть страх, это дает ему повод гордиться собой.
Как и всякая фобия, эти страхи уменьшаются, если рядом с ребенком взрослый.
Страхи, которые возникают после пяти-шести лет, в период латентности, связаны с жизнью среди людей, это социальные фобии: боязнь выйти на улицу, идти в школу, садиться в общественный транспорт или говорить на публике. Они редко наблюдаются у маленьких ребятишек, куда чаще — когда дети подрастают.
Если страхи вашего ребенка мешают ему нормально жить, не колеблясь ведите его к специалисту.
* Оральная агрессия — наиболее архаичный вид агрессии. Она возникает на оральной стадии развития и относится к «оральному садизму», который связан с желанием разрушить объект.
** Иногда этот страх связывают с ксенофобией, хотя это разные понятия. Детский страх безобиден, ксенофобия же выражается не только в боязни чужих людей, но и в неприятии их, в ненависти к незнакомому, в восприятии этого непонятного и непривычного как опасного и враждебного.
*** Социофобия — вид фобии, связанный с боязнью социальных (общественных) контактов, иными словами — страх перед людьми.
**** Асоциальный тип — внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу человек.
***** Панический страх — мучительный для человека приступ тревоги и/или боязни, сопровождаемый различными вегетативными (соматическими) симптомами: сердцебиением, тошнотой, головокружением, затрудненным дыханием.
Источник: https://5psy.ru