Чем заняться с ребенком на прогулке? 2012-05-24 18:20:08
Вспомните свое детство. Что было интересно для вас, за чем или кем вы могли наблюдать часами?
Все это наверняка будет интересно и для вашего малыша. Помните только два самых важных правила: Правило №1. Будьте искренними и перестаньте смотреть бесконечно на часы, удивляясь, как медленно ползет стрелка. Если ребенок увидит, что вас действительно интересует все то, что интересно ему, вы станете настоящими друзьями. Правило №2 - будьте немногословны, за потоком слов иногда теряется смысл сказанного. Называйте каждый предмет, его свойства четко и внятно, без сравнений. Например: Хотите чтобы ребенок научился различать цвета, запомнил какой-то конкретный цвет? Найдите в окружающем желаемый цвет и просто показывая на предмет - назовите ЖЕЛТЫЙ, и при этом не продолжайте уточнять, кто или что выкрашено в этот цвет в данный момент, и что еще бывает такого цвета. За потоком информации потеряется важное, а именно – желтый цвет!
Итак, мы вышли гулять.В любое время года, а особенно летом и весной, берите с собой фотоаппарат, и мешочек для коллекций.
Начнем с песка. Песок – это кладезь знаний для малыша. Можно его перебирать, рассыпать, просеивать. Сравните цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Проверьте с помощью осязания. На даче проведите опыт: посадите семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы. Если вы на берегу реки, моря, можно дать маленькому ребенку понятие: холодный, теплый, горячий песок. Предложите малышу найти, где песок холодный (в тени), горячий (на солнце). Где песок сухой, мокрый (в месте прибоя). Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой. Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Для коллекции можно собрать в баночку разноцветный песок (если вы путешествуете: песок у пруда, у реки, моря, мелкий, крупный и пр.) Сделайте фотографии малыш на песке, сложите немного «коллекционного» песка в баночки из-под детского питания (подпишите, откуда песок привезен) и дома, показывая фотографии всем родным и знакомым, попросите ребенка подобрать баночку из своей коллекции с песком.
А теперь вспомним о воде: расскажите о ее свойствах: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Понаблюдаем, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Давайте экспериментировать! Какие предметы тонут в воде, какие плавают. Можно понаблюдать за дождем. Какие бывают дожди? Грибной, моросящий, ливень (проливной дождь), грозовой (с грозой), косой и т.д. и т.п. А еще дождь можно нарисовать! И малышу это под силу! Провести по бумаге короткие и длинные, прямые и косые линии. Дождь можно послушать, и, не только дома, сидя у окна. Как шумит дождь в машине, какой звук дождя, если стоишь под железной крышей, зонтом? В теплый день, после дождя, дайте ребенку побегать по лужам! Разве Вы не мечтали об этом в детстве? Одежду можно выстирать, обувь на солнце высохнет. А счастье, радость и благодарность любимым родителям останется с ребенком на всю жизнь! Для коллекции можно сфотографировать идущий дождь, лужи и «рисунки дождя» на них. Как приятно в теплой и уютной квартире рассматривать фотографии и вспоминать названия дождя, где он вас застал, как спасались и т.д. Какое поле для развития речи вашего ребенка!
Идем в парк или лес.
Давайте подойдем к деревьям: сосна, ель, береза, рябина, пальма, магнолия, котальпа и пр.пр.пр. А если их сфотографировать для коллекции? Собрать шишки, желуди, орехи, листья? Какой богатый материал для тактильных ощущений, сравнений по величине, игр из серии «Узнай по …» форме, цвету, запаху и т.д. А если вы сфотографируете малыша справа от березы, слева от рябины, под сосной, перед елью, за пальмой… Чувствуете, мы рассматривая фотографии изучаем предлоги! И без сидения за партой, просто смотрим и находим себя на фото! Где ты? Я за, под, справа, слева. Можно послушать шум ветра. Определить какой ветер: сильный, слабый. Мы не только развиваем слух ребенка, учим его наблюдать природу, но и успокаиваем его нервную систему. Для детей 4,5 лет можно сделать карточки для «чтения». Небольшая фотография, а под ней название дерева, куста, цветка. Печатными или письменными буквами. Показывая фотографию со знакомым ребенку растением из его «коллекции прогулок» мы проводим пальцем по надписи и читаем. Например «БЕРЕЗА». А потом, предлагаем ребенку «прочитать». Узнавая изображение, слушая ваше чтение, малыш уверенно «читает» - БЕРЕЗА. Прочитав несколько раз для папы, мамы, тети Маши, Глаши и еще для 10 знакомых. Ребенок, во-первых – заражается желанием научится читать, во-вторых – запоминает начертание слова и находит его в других текстах. Таким же образом можно наблюдать за птицами, насекомыми.
Насекомые: Рассмотрите, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратите внимание на длинные усы жуков-усачей. Покажите божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотрите бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдайте, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. В течение лета они опыляют огромное количество цветов. Если повезет, понаблюдайте за земноводными – лягушками, тритонами, ящерицами. Все они живут в пруду у Рубина. Запишите звуки весенней и летней природы на телефон. Вечером, перед сном послушайте всей семьей. Это и успокаивает и объединяет.
Хотите подготовить вашего ребенка к усвоению сложностей русского языка? Глагол, существительное, прилагательное? Задавайте почаще ребенку вопрос: «Воробей что делает? Жук что делает?». Понятно, о том, что на данный вопрос отвечает глагол, вашему сыну или дочери расскажут в школе, но уже сейчас, когда он (она) еще мал, в этот самый момент, ваш гениальный малыш отметит движение объекта. На вопрос «Какой?» – цвет, форму, объем и пр. параметры прилагательного. На вопрос «Что это?» – сам объект.
Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Все вы необычайно творческие люди. И каждый из вас может сталь любимым писателем для своего ребенка! Из материалов коллекций и наблюдений на прогулке можно сделать для детей замечательные книжки. У вас не займет это много времени. Было бы желание. На одной половине листа фотография, на другой (если ребенок 2-3 лет) название либо (если ребенок старше 3 лет) небольшой, буквально из 4-5 предложений рассказ об объекте. И так практически после каждой прогулки. Уверяем вас! Это будут САМЫЕ, САМЫЕ любимые детские книги! Я – наблюдал, рассказал, а мама (папа, бабушка, дедушка) – написала!
Гуляя по улице рассмотрите дома. Они бываю: высокие, низкие, широкие, узкие, повыше, пониже, совсем низкие, очень высокие. Папы, можете сфотографировать, скачать в интернете логотипы всех марок машин. А потом, выходя на прогулку, предложите найти малышу ту или иную машину по логотипу. Если ребенок нашел палку, не торопитесь ее выбрасывать. Найдите другую. Пусть малыш возьмет свою за концы, если ручки широко расставлены, значит палка – длинная, теперь дайте свою , ручки почти сошлись вместе – короткая. Вспомните мультфильм «38 попугаев», предложите ребенку от 3 лет измерить свою тень найденной палкой, сначала его, потом вашей. А потом можно померять еще чего-нибудь. Веселая математика и без принуждения.
Если вы на берегу моря соберите ракушки. Но не надо ограничиваться тем, что в ракушке слышен шум моря. Маленьким детям это совсем не понятно. А вот сравнить две ракушки по величине, форме. Провести пальчиком по гладкой и шероховатой поверхности. Почувствовать температуру – холодная или теплая. Все это развивает стереогностическое чувство ребенка. Т.е. у ребенка от соприкосновения с ракушками, шишками, камешками развивается способность узнавать предметы наощупь. Здесь одновременно начинает работать не только анализаторы: зрительный, тактильный, барический (вес), но мелкая мускулатура пальчиков, происходят сложнейшие мыслительные функции: анализ и синтез. А шум моря можно послушать и без ракушки, просто лечь около моря, либо записать на телефон и включать малышу дома перед сном.
Каждая прогулка это полет вашей фантазии. Выходите гулять в хорошем настроении, и тогда вам повезет увидеть чудеса в лесу, на море, реке, в городе! Будем рады, если вы поделитесь на нашем сайте своими находками, открытиями, фотографиями! Ждем с нетерпением!
Источник: montessori-perm.ru