Обучение малыша езде на велосипеде 2012-06-04 16:46:23
Мастер велоспорта, Дмитрий Александрович Аросьев, делится опытом в тренировке и обучении детей этому виду спорта.
Как заявил Дмитрий Александрович, много зависит от принятого решения научиться ездить на велосипеде.
Основное в этом деле - состояние самого учителя. Подходило к концу лето. Стояло солнечное приятное утро, которое настраивало всеми силами освоить необходимые навыки. Кому-то легко перейти на двухколесный велосипед и в четыре года. Некоторые не спешат, боясь повреждений в канаве или кювете, и случись такое, долго не в состоянии возобновить тренировки. Другие в свои три с половиной года достигают результатов незаметно для себя. Но как быть с флегматичными гурманами, которые ожидают собственной очереди, и не смотря на возраст, у них такой неудержимый характер!
Итак, деваться некуда, обещано обучение катанию на велосипеде, которое необходимо начинать с разминки. Младший занимает место на велосипедной раме. Значит ли это, что для него обучение уже в чем-то началось? Саша седлает «Школьника». И по возвращении у всех зажигается азарт при виде выкатившегося цветного двухколесного «дутика».
Пришло время отцепить и Мите боковые колеса. Начиналось все на высоте. Ведь Митя, казалось бы, был полностью солидарен с мастером. Тут не выдерживают соседи, с оханьем изумляясь, как возможно кататься на велосипеде таким маленьким мальчикам. Другие советуют поменять велосипед с жесткими колесами на «дутик». Ну, конечно, только где же его взять? И что делать с седлом: оно высоко для Мити, разве что установить тряпичное устройство вместо седла. Лучше уже на собственной «Крохе».
Мастер открутил педали с обеих сторон и понизил седло. Этот прием называется «Паганель». В чем его сила? Жак Паганель безопасно размещается на коне, потому что своими длинными ногами он "увязает" в землю. Идеальная безопасность!
Проблема лишь в том, что Митя не может согласиться с тем, что это "езда" на велосипеде. Со стороны семилетнего парнишки поступает совет отталкиваться одной ногой, как на самокате, но Митя отвергает такой способ. Тут начинает таять его "солидарность", а где-то внутри, в сердце мастера, - и вера в способы и приемы. Толчок, ну, держи равновесие! Но вместо равновесия мальчуган схватывает синяк. Как не превратить обучение водить велосипед в варварство?
С приближением вечера количество способов уменьшается, время вечерней сказки ставит конец всем велосипедным тренировкам. Самый последний шанс - прямой стимул. Ведь учатся даже произносить звук "Р" за сладкое. Так почему бы не испробовать метод? Итак, Мите обещают арбуз, и он уже готов бежать за наградой. Но как же велосипед? Он отказывается тренироваться! Конфликт надвигается с каждой минутой.
Спасение приходит в виде доброго пожелания жены отдохнуть. «Да я с удовольствием»,- отвечает Дмитрий, и тут же своим критическим взглядом отмечает: неправильное положение, и за плечи поддерживать нельзя, но жена уверена в своей правоте. Она готова провести остаток вечера в наматывании кругов вокруг дома, она не собирается убрать руки с Митиных плеч, что так нравится Мите. Понятно, ведь малышу ничего делать не приходится. Да, стоит посмотреть, сколько времени пройдет, пока он поедет. Но усталость берет свое, и Дмитрий лишь спокойно наблюдает за шагающей женой с неподвижным объектом на велосипеде. Такое способны выдержать только женщины... Ну и пусть, значит, чтобы понять всю бесполезность метода, кое-кому нужно попрактиковаться.
Пока Дмитрий отвлекся на серьезные дела, вбегает Саша и громко сообщает, что Митя уже катается на велосипеде! Из окна видно, как его еще не уверенный руль, пошатываясь, округляет поворот автостоянки, - надо же! Счастливый мастер и отец семейства выбегает на улицу, чтобы увидеть чудо еще раз, но Митя строго не желает все повторять. Что же, рано еще, мало тренировался. Только отец попадает в дом, как Митя уже повторяет свой трюк! Как же он научился? Все делал как вздумается, без соблюдения правил...
Желанный финал наступил. Обещанный приз получен Митей, все возбуждены его успехом и довольны.
Дети спят, Дмитрий размышляет об ошибках. Вроде бы спортивный психолог, вроде бы тренер... Здесь имеет значение не сам метод, а его отображение на уникальном ребенке. Конечно, имеет значение состояние учителя, но куда важнее состояние ученика! Он должен находиться в правильном состоянии, а именно, в состоянии комфорта, особенно, если учеником является ребенок лет трех. У него уже образовалось пространственное восприятие, но не оформились смысловые координации. Поэтому не нужно "давить" на ребенка.
Тип велосипеда - также важен. Кому-то нравится свободный ход, а кому-то - глухая передача. И стимулы каждому свои. А есть и те, кому просто не до стимулов, их путь - медленное постепенное упражнение. Но главное - это ощущение радости в тренировке.
Не напрягайте ребенка, если ему тяжело. Начните с простого ведения и ознакомления с велосипедом. Пусть ребенок созреет также и физиологически. Важно не спеша освоить торможение и остановку, понять, почему следует соблюдать наклон в сторону падения велосипеда. Подыщите травянистую равнину для тренировок вашему малышу. Велосипеды «Малыш» и «Кроха» - для малышей, «Дружок» - подходит для взрослых. Велосипед под прозвищем "дутик" хорош для начинающих: у него надувные колеса. В разных регионах производятся различные модели таких велосипедов. Удобно обучаться также и на старых велосипедах с тонкими колесами, которые переоборудовали из трехколесных в двухколесные, но теперь они редко встречаются. И очень жаль, что такую удобную для обучения модель сократили в производстве. Детям пяти-шести лет невозможно и вообразить что-то лучшее для тренировок. Легкий, выносливый и простой велосипед!
Обучая ребенка езде на велосипеде, следует помнить о том, что нет одинаковых детей. Где-то в четыре года ловкий ребенок садится на велосипед и едет, потому что он уловил то самое "озарение", но самое простое, казалось бы, непонятно детям намного старшего возраста. Кто-то легко понимает на словах, а у кого-то срабатывает лишь эмоциональная память, и при негативном развитии событий все дело прекращается: ребенок больше не желает тренироваться.
Тренер размышляет, как лучше подготовить ребенка к тому, чтобы он притронулся к велосипеду, и вместе с этим началась его самая радостная история. Для этого мастер по велоспорту готов сочинить самую романтичную сказку под названием "Ребенок и велосипед", придумать велосипеду имя и характер, рассказать о самых веселых приключениях, которые только могут произойти с велосипедом, особенно, когда речь заходит о правилах безопасной езды. А что, если такую сказку сочинить вместе с ребенком? Пусть она строится по предложениям, и пусть для ребенка существует тот, сказочный велосипедный мир, и настоящий велосипед, который необходимо освоить, как технику. Если таким образом велосипед начнет свое взаимодействие с ребенком, это лучшее начало для его обучения.
Необходимо понимать, что путь к покорению сердца ребенка - это выдумка, игра, и конечно же, радость, которую у ребенка не отнять.
Самое важное, что может получить ребенок у своего родителя - это бесконечное внимание, наблюдательность с бескорыстием, чуткостью, теплотой.
Поэтому не нужно надеяться на инструкции. Доверьтесь себе и своей любви.
Источник: www.parenting.ru